Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн Предтеча
Рождество Иоанна Крестителя
От праведных Захарии и Елисаветы, вскоре после посещения их Божией Матерью, родился сын. Родные, соседи Елисаветы радовались вместе с нею такой милости Господней над ней.
В восьмой день, по закону иудейскому, надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся, родственники и знакомые хотели назвать его Захариею, по имени отца.
На это Елисавета сказала: "нет, а назвать его Иоанном".
Все стали говорить; "в родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем", и стали спрашивать знаками у отца, как он желает назвать сына?
Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Все удивились. И тотчас отверзлись уста у Захарии, и он начал говорить, прославляя Бога, и пророчествовать, по внушению Духа Святого, о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечею Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.
Все слышавшие об этом дивном событии в страхе и удивлении говорили об Иоанне: "что будет из этого младенца?"
Господь же охранял младенца, и он возрастал и укреплялся духом. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу.
Рождество святого славного Пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется 24-го июня (7 июля н. ст.).
Проповедь Иоанна Предтечи
Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет продолжал жить в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (дикие растения) и дикий мед.
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.
Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.
Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Со времени последнего пророка Малахии прошло больше четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанн, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанн Предтеча называется Крестителем.
При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.
Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов.
Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: "кто внушил вам бежать от будущего гнева?" то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни. "Сотворите же достойные плоды покаяния", то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. "И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
Слушая такие слова, народ спрашивал его: "что нам делать?"
Иоанн отвечал: "у кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же", то есть прежде всего будьте добрыми.
Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: "учитель! что нам делать?" Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: "ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается".
Спрашивали его также и воины: "а нам что делать?" Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: "никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем"
Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. "Я крещу вас водою", говорил он, "но вслед за мною идет Сильнейший меня", то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете - Христос, "у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его", то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь, "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем", то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого.
Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.
ПРИМЕЧАНИЕ: См: Евангелие от Матфея, гл. 3, 1-12; от Марка, гл. 1, 1-18; от Луки, гл. 3, 1-18: от Иоанна, гл. 1, 15-28.
Крещение Иисуса Христа
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.
Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.
Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.
Тропарь праздника.
Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!
Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Глава Иоанна Предтечи в Амьене, во Франции.
Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Этот царь галилейский, Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14-ть тысяч вифлеемских младенцев.
Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.
Прошло после этого около года. Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода), Саломия и стала плясать; и угодила Ироду и пирующим с ним.
Ирод сказал ей: "проси у меня чего хочешь", и клялся, что отдаст ей даже до половины царства.
Она вышла и спросила у матери своей: "чего мне просить у него?"
Иродиада отвечала: "головы Иоанна Крестителя".
Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: "хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя".
Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.
Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея гл. 14, 1-12; от Марка гл. 6, 14-29; от Луки 9, 7-9.
День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается св. Православною Церковью 29 августа (11 сент. н. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Св. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.
Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой.