Молитвы этому святому помогают избавиться от страсти «винопития», а в последнее время - и от наркомании. По иронии судьбы, день памяти мученика приходится на 1 января ‑ не самый трезвый для россиян день в году. Дату специально никто не подгадывал: день памяти мученика «попал» на первый день года потому, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году.
Cвятой мученик Вонифатий жил в Риме, в III веке. Он был рабом молодой, ветреной и очень богатой аристократки Аглаиды. Но рабство не слишком тяготило Вонифатия, ведь ему не пришлось добывать мрамор в пыльных каменоломнях или обливаться потом на плантациях. Рано оставшись без родителей, легкомысленная хозяйка возложила на Вонифатия все хлопоты по управлению своим домом и обширными земельными владениями. Раб-управляющий прекрасно вел хозяйские дела, к тому же был молод, красив, и отличался веселым нравом. Нужно ли удивляться, что вскоре он оказался еще и любовником своей хозяйки…
По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».
Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы.
Но, должно быть, гораздо больше молодого раба поразило другое: мученики не сыпали проклятиями, не молили о пощаде, а их лица светились каким-то неземным светом… Пораженный Вонифатий стал ходить от одного мученика к другому, плакал, обнимал страдальцев, целовал их ноги, просил их молитв. Схваченный судией, который руководил этими зверствами, Вонифатий на его гневные расспросы просто сказал: «Я христианин».
Юношу связали, подвесили вниз головой и зверски избили. Потом вонзали острые иглы ему под ногти. «Велик Бог! Велик Христос!» — только и говорил мученик на все попытки заставить его исповедать язычество. Когда в горло Вонифатию залили раскаленное олово, случилось чудо: это изуверство не повредило ему! Собравшиеся на площади зеваки стали кричать: «Велик Бог христианский!». Поднялся мятеж. Горожане принялись кидать в судью камни, и тот с позором вынужден был скрыться. Разгоряченная толпа устремилась к языческим храмам — крушить идолов…Но на следующий день волнение утихло и… Вонифатия продолжили пытать. Когда он невредимым оказался в котле, кипящем смолой, а мучители, готовившие пытку, обгорели… судья испугался и отдал приказ покончить с молодым христианином. Вонифатию отрубили голову.
Его спутники, два дня прождавшие его в гостинице, мысленно перемыли все косточки Вонифатию. «Конечно, этот любитель удовольствий сейчас в какой-нибудь корчме или в доме терпимости развлекается! Чего от него еще ждать?!» — негодовали они. Когда эти люди узнали о казни и разыскали тело святого, то не могли, наверное, найти слов от стыда.
Аглаида ждала возвращения возлюбленного. Предчувствовала она что-то или нет? Как это иногда бывает, брошенное в шутку слово оказалось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужителя нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся — своими мощами.
После перенесения мощей Вонифатия в Рим Аглая построила у себя в имении на Латинской дороге небольшой храм, в котором и погребла их. После её смерти её саму погребли рядом со святым Вонифатием. В VII веке на Авентинском холме Рима был построен храм во имя Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио), куда и перенесли мощи святого. В нём они хранятся по настоящее время.
Тропарь мученика Вонифатия, глас 4
К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.
Кондак мученика Вонифатия, глас 4
Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.
По материалам открытых источников.
Подробнее: https://foma.ru/svyatoy-vonifatiy.html