С праздником, дорогие православные! 19 января Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник — Крещение Господне. Церковное название праздника - «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
В этот день мы вспоминаем два важных момента евангельской истории: крещение Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, и явление людям тайны о Пресвятой Троице. Именно поэтому праздник Крещения Господня еще называется Богоявлением, а Таинство крещения совершается во имя Отца, Сына и Святого Духа.
События Крещения описаны в Евангелиях от Матфея (Мф. 3:13-17), Марка (Мк. 1: 9-11) и Луки (Лк. 3:31-22). В греческом тексте Евангелия крещение обозначено словом βάπτισμα, дословно – «погружение в воду».
Писание рассказывает, что пророк Иоанн Предтеча проповедовал среди иудеев крещение для прощения грехов (Мк. 1: 4). Люди приходили к нему на берега Иордана, исповедовали грехи и символически смывали их с себя, погружаясь в реку.
Согласно Евангелию, Иисус Христос, достигнув тридцати лет (по ветхозаветному закону, ранее тридцати лет священствовать или учить не позволялось), перед тем как начать открыто проповедовать свое учение, принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Когда к Иоанну пришел креститься безгрешный Христос, пророк поразился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14) Но Сын Божий сказал: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3: 15). Этими словами Христос показал, что как Человек должен был исполнить все правила иудейского закона. После крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба раздался голос: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3: 22). Так Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус – Его Сын, о чем и поется в тропаре праздника:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже /и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод:
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
В память об этом событии в храмах и на водоемах совершается великое освящение воды — водосвятие.
В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии.
Великое освящение совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления.
В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.
В условиях русской зимы крещенское водосвятие приобрело особый вид: на реках, озерах, прудах во льду вырубается большая прорубь в форме креста — Иордань. Священник, идущий во главе крестного хода, подойдя к Иордани, трижды погружает в нее крест под пение тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...».
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37‑й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения.
С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи.
Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время. Церковь в богослужебном Уставе дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон).
Крещенская обрядность
В преддверии этого праздника крестьяне также выполняли целый ряд действ, призванных способствовать здоровью, благополучию.
Накануне Богоявления внимательно вглядывались в небо и толковали различные погодные явления и изменения:
«Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший»;
«Богоявление под полный месяц — к большому разливу»;
«Если на голодную кутью метель, то пчелы будут хорошо роиться»;
«Крещенской водой поят скот, чтобы он размножался и лучше шло хозяйство; ею же окропляют улья во время собирания роев. Всего лучше иметь воду от трех Иорданей».
Чудодейственной силой в Крещение и накануне его исстари наделяется вообще всякая вода природных источников и даже снег. Крещенский снег, считалось, хорош для умывания, а вода от него спасает от разных недугов. Этот же снег собирали для бани, уверяя, что «снеговая баня всё исправит и красоты прибавит».
До сих пор сохранилось представление о знаменитых крещенских морозах, которые пугали и радовали, по которым судили о том, насколько «правильным», то есть благополучным, будет год. Обилие снега, настоящие холода рассматривались как начало хорошего года.
Главные символы праздника — крест и святая вода — имели в крещенской обрядности исключительное значение.
Под Крещение кормили скот хлебом, на верху которого был означен крест.
Накануне праздника хозяин или хозяйка мелом рисовали кресты на стенах, дверях, притолоках всех строений (дом, хлев, сарай), чтобы уберечь все хозяйство от неприятностей, нечистой силы, дурного взгляда.
В народе издревле жила вера в то, что в богоявленскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается: «О чем открытому небу помолишься, то сбудется».
Торжественный крестный ход, молебствие, получение святой воды — этим значение водосвятия для крестьянина не исчерпывалось. В Вологодской, Казанскойи других губерниях на Крещение устраивали смотрины: наряженные девушки собирались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест.
Вслед за Крещением Господним отмечался день крестных родителей — кума и кумы. В Емельянов день, 8/21 января, их принято было угощать. Это, по давнему поверью, приносит детям здоровье. Кум и кума должны подарить брусок мыла и полотенце и, вручая, сказать:
«Вот тебе, кума, мыльцо да белое белильцо для крестника». Это мыло надо было использовать при первом же купании ребенка.
Празднованием Крещения Господня заканчивался святочный период.
Но Новый год только начинался. И время его, грядущие события были теперь в народном сознании освящены, ожидались с радостью и надеждой.
Иконография
Икона Крещения рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы. В Крещении Христа впервые зримо для всех людей, пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя. И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, — Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь — символ Святого Духа.
Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа. Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.
Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана — ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.
Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.
В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.
Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.
С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа.
На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus («ихтис») (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор