ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА
Как известно, богослужебное чествование важнейших праздников не ограничивается одним днём. В первую очередь это относится к торжествам, выражающим важнейшие догматы Христианства как религии Спасения – к Богоявлению, т. е. явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мёртвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продолжительный и тщательно разработанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом». Рождественский цикл по разным причинам не получил такого законченного оформления.
Древние богослужебные источники свидетельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]»), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – производные от этих основных. В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобразным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Господня.
Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.
Современный православный цикл рождественских праздников можно представить в таком виде:
«Неделя святых праотец (праотцов)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). – Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии, – то есть здесь пред нами символически предстает вся история дохристианского человечества! В этом бесконечном перечне имен особо выделяются ветхозаветные пророки, готовившие людей к принятию Мессии ("проповедавшие Христа"), и все библейские праведники.
«Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рождеством). – Церковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прославляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится человеческая родословная (генеалогия) Иисуса Христа.
«Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудейском]». – Это современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым Месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской богослужебной Минее; это буквальный перевод греческого названия праздника). (25 декабря / 7 января).
«Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января). На следующий день после празднования Рождества Христова Церковь устраивает торжественное "собрание" (по-славянски «собор») – то есть созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы Марии, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника.
«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня». Праздник посвящен трём иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Иаков считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Они прославляются в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их память совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы.
«Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января). Воспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба – символ всегда гонимого миром Христианства.
«По плоти (kata sarka) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января). Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали некоторые древние еретики) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матфей 5:17).
«Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января).
«Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января). Церковь «собирает» нас для прославления последнего пророка Старого (Ветхого) и одновременно первого пророка Нового Союза-Завета Бога с людьми, – величайшего «из рожденных женами» (Матфей 11:11).
«Сретение Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля).
«Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля). Чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от подавляющего большинства своих современников, ослепленных национально-политическими иллюзиями, приведшими библейский Израиль к трагедии, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии.
Смысл рождественских праздников
Историческая цель и догматический смысл праздников Рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, "чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью", – как прекрасно сказал известный богослов Бернард Ботта.
Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздников. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Тэофания (Богоявление)? Вопросы можно продолжать до бесконечности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане. Не случайно в праздничном песнопении (кондаке) Богоявления мы свидетельствуем и обещаем: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: "Ты пришел, Ты явился, Свет неприступный!"» При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, даже эн эпигносей – «в высшем разуме», который мы получили через Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле?
Нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не уразумел, что смысл праздника Рождества не в ёлке, колядках и рождественском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислушаться к голосу Церкви и стать прилежным учеником её великих богословов.
Ю. Рубан