Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА

ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА

Как известно, богослужебное чествование важнейших празд­ников не ограничивается одним днём. В первую очередь это относится к торжествам, вы­ра­жающим важней­шие догматы Христианства как религии Спа­сения – к Богоявлению, т. е. явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мёртвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продол­житель­ный и тщательно разра­ботанный календар­ный период, имену­емый «Пас­халь­ным циклом». Рождественский цикл по раз­ным причинам не получил такого законченного оформления.

Древние богослужебные источники свиде­тельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]»), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспо­минаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – произ­водные от этих основных. В настоящее время эти торжества воспри­нимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древ­ности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Па­сху), а своеобраз­ным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Гос­по­дня.

 

 

Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался под­за­головок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.

Современный православный цикл рож­дествен­ских праздников можно представить в таком виде:

«Неделя святых праотец (праотцов)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). – Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии, – то есть здесь пред нами символически предстает вся история дохристианского человечества! В этом бесконечном перечне имен особо выделяются ветхозаветные пророки, готовившие людей к принятию Мессии ("проповедавшие Христа"), и все библейские праведники.

«Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рожде­ством). – Цер­ковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прослав­ляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится человеческая родословная (генеалогия) Иисуса Христа.

«Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудей­ском]». – Это современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым Месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской богослужебной Минее; это буквальный перевод греческого названия праздника). (25 декабря / 7 января).

«Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января). На следующий день после празднования Рождества Христова Церковь устраивает торжественное "собрание" (по-славянски «собор») – то есть созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы Марии, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника.

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иако­ва, брата Господня». Праздник посвящен трём иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Иаков считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Они прославляются в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их па­мять совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы.

«Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января). Воспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба – символ всегда гонимого миром Христианства.

«По плоти (kata sarka) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января). Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали некоторые древние еретики) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матфей 5:17).

«Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января).

«Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января). Церковь «собирает» нас для прославления последнего пророка Старого (Ветхого) и одновременно первого пророка Нового Союза-Завета Бога с людьми, – величайшего «из рожденных женами» (Матфей 11:11).

«Сретение Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля).

«Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля). Чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от подавляющего большинства своих современников, ослепленных нацио­нально-политическими иллюзиями, приведшими библейский Израиль к трагедии, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии.

Смысл рождественских праздников

Историческая цель и догматический смысл праздников Рождествен­ского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подроб­ностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, "чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью", – как прекрасно сказал известный богослов Бернард Ботта.

Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздни­ков. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Тэофания (Богоявление)? Вопросы можно продолжать до беско­неч­ности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане. Не случайно в праздничном песнопении (кондаке) Богоявления мы свидетельствуем и обещаем: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: "Ты пришел, Ты явился, Свет неприступный!"» При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, даже эн эпигносей – «в высшем разуме», который мы получили через Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле?

Нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не ура­зумел, что смысл праздника Рождества не в ёлке, колядках и рождествен­ском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислу­ша­ться к голосу Церкви и стать прилежным учеником её великих богословов.                                                                                             

Ю. Рубан

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх