Пасха в этом году поздняя – 1 мая (по гражданскому календарю), – и потому лишь 21 февраля мы вступаем в продолжительный календарный период, именуемый «Триодным». Будем шествовать по нему вплоть до июля. После сырной седмицы наступят «дни печальные Великого поста»; мы будем в полутьме слышать слова великой молитвы «Господи и Владыко жития моего!...» и класть земные поклоны. Затем придём в храм с пальмовыми ветвями (или вербочками), потом будем переживать Страсти Господни, печь куличи и красить яйца. Неожиданно наступит Пасха и быстро пройдёт Светлая седмица. А там не за горами Вознесение и Троица...
Нам важно заранее знать основные даты этого периода, которые каждый год меняются. Разумеется, сейчас нет проблем с церковными календарями, но опыт свидетельствует, что многие путаются в двойных датировках и обилии разных «памятей» (в календаре вперемежку и даты подвижные, и неподвижные). К тому же дни и числа некоторых богослужений иногда формально указываются «по уставу» («Мариино стояние», «Похвала Богородице» и др.), а на практике они совершаются накануне вечером. Простому человеку трудно разобраться в этих календарных головоломках. Надеемся, что предлагаемая статья нашего постоянного автора Юрия Ивановича Рубана о кратком «Триодном календаре» на этот год, прояснит все недоумения.
Администрация сайта.
Пасхальный (подвижный) цикл 2016 года
Пытаясь уяснить структуру и логику православного календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу (или периоду), длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).
Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.
Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность – семь недель.
Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых»).
Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков они называются «Триодион» и «Пентикостарион»). Отсюда его другое название – «Триодный цикл».
Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются «пасхалией». Она перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами», от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю ( 4 апреля – 8 мая по григорианскому). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.
«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля) была в 2010 году, такая же предыдущая – в 1915 году, до этого – в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая) была последний раз в 1983 году, до этого – в 1736 году; следующая будет в 2078 году.
Представим основные точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живём.
Славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седмицей», и это нужно учитывать.
Подготовительный период к Великому посту (с 21 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 13 марта)
Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14). – 21 февраля. (Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания.)
Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу). – 22–27 февраля.
Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лк.15:11-32). – 28 февраля.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 5 марта.
Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Мф.25:31-46). – 6 марта.
Седмица сырная (масленица), «сплошная» (7–12 марта).
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Мф.6:14-21). Заговенье на Великий пост. – 13 марта.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
1. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)
«Чистый понедельник», начало Великого поста. – 14 марта.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 14–17 марта) за вечерним богослужением читается «Великий (Покаянный) канон», произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
В субботу (19 марта) – память великомученика Феодора Тирона.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 20 марта.
Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). – 27 марта.
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34-9:1). – 3 апреля.
Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника (VI в.). – 10 апреля.
«Мариино стояние» (чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 14 апреля (реально совершается накануне – 13 апреля, в среду вечером).
«Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста». – 16 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбранной Воеводе победительная…»), известный церковному Уставу; причём, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером, т. е. в этом году – 15 апреля).
Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской (VI в.). – 17 апреля.
Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (18–23 апреля).
В пятницу седмицы ваий, 22 апреля в этом году, – окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря; заговор против Иисуса (Ин.11:1-45). – 23 апреля.
Неделя 6-я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Ин.12:1-18). – 24 апреля.
2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (25–30 апреля)
Великий Понедельник (25 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43, 24:3-35).
Великий Вторник (26 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
Великая Среда (27 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Великий Четверг (28 апреля). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).
Великая Пятница (29 апреля). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (На практике чтение Двенадцати «Страстных Евангелий» совершается накануне – вечером Страстного Четверга).
Великая Суббота (30 апреля). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (1 мая)
Светлая седмица, сплошная (2–7 мая).
Недели после Пасхи
Антипасха,букв. «Вместо Пасхи», иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31). – 8 мая.
(Греческое название этого воскресенья в церковном календаре – Антипасха – буквально означает «вместо Пасхи», «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 639–640). Действительно, мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой». Приходится сталкиваться с неверным пониманием термина Антипасха даже в церковной среде (греч. анти́ имеет несколько значений, главное – 'вместо', 'за').
Радоница (пасхальное поминовение усопших). – 10 мая, вторник.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43-16:8). – 15 мая.
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15). – 22 мая.
Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30). – 25 мая, среда.
Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42). – 29 мая.
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38). – 5 июня.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деян.1:1-12; Лк.24:36-53). – 9 июня.
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора. – 12 июня.
Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 18 июня.
Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деян.2:1-11; Ин.7:37-52, 8:12). – 19 июня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (20–25 июня).
День Святого Духа («Духов День»). – 20 июня, понедельник.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 26 июня.
Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
«Петров пост» начинается с понедельника, 27 июня.
Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». – 3 июля.
Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 10 июля.
Ю. Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия