Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

17 июля, по благословлению настоятеля храма отца Богдана, наша паломническая группа отправилась в Псково-Печерский монастырь из города Кировска.

Прибыли в Печеру вечером и направились в гостиницу паломнического центра, где нас уже ожидали. Паломнический центр находится в 2 км от монастыря на территории бывшего 1071-ого Учебного Полка Специального Назначения ГРУ. В 2008-м году расформирован, в 2011-м году территория (в значительной степени разрушенная) передана монастырю; к настоящему времени комплекс полностью отреставрирован.

 

 

Зарегистрировались, получили ключи от келий и перекусили перед заявленным в 21 час ужином.

Перед ужином прошлись пешком до монастыря. Путь показался неблизким, зато теперь мы могли ориентироваться в городке Печоры.

А вот и время ужина. После трапезы устроили себе вечерний променад – прогулку по огромной территории паломнического центра. Территория большая - здесь и теплицы, и сад, и загон для коз и даже для оленят! Это всё хозпостройки, а на бывшем плацу – поклонный крест, бюсты известных военно-начальников разных эпох. В сохранившемся лесочке выстроены часовни, беседка для отдыха – всё весьма и весьма цивильно и опрятно.

Это – трехэтажная монастырская гостиница «Дом паломника». Принимает группы от 7 человек по предварительной договоренности. Кельи в корпусах рассчитаны на проживание 4-х и более человек. Срок пребывания в паломническом центре — не более 3-х дней. От гостиницы к храму ходят монастырские микроавтобусы. Адрес: г. Печоры ул. Юрьевская, д. 82а.Проживание и питание — за пожертвование.

Нас поселили в келью на 10 человек. Здесь мы будем ночевать две ночи, ну, а завтра с утра – на Литургию в монастырь!

О монастыре. Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными». В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

В монастыре находятся 10 церквей: Успенская, Покровская, Сретенская, Благовещенская, Лазаревская, а также Михайловская (собор), Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных. Среди других строений – это: Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.

Удивительное место, где располагается Печерская крепость, на территории которой и находится сам монастырь.      

Это не холм, не гора, а наоборот, дно глубокого оврага.

Первое упоминание об этом месте относится к 1392 году, когда охотник Селиша со своим отцом услышали церковное пение монахов-отшельников, в лесу, у ручья Каменец и приняли голоса поющих за ангельские.
Вначале появился монастырь, и, лишь в 16 веке вокруг уже существующего монастыря строится крепость с 9-ю боевыми башнями, при игумене Корнилий. Это при нем были построены большинство зданий и крепость с башнями. Во время Ливонской войны царь Иван Грозный приезжал в монастырь молиться. Как положено встречать почетных гостей Корнелии встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести, построить вокруг монастырских построек крепостную стену. Царь крепость строить позволил, но при условии, что она должна быть очень маленькой и должна уместиться на шкуре быка. Корнилий дал обещание царю в точности все исполнить и не нарушать этого условия.
Царь воевал со своим войском вблизи Риги 7 лет. Возвращаясь в Москву, он решил вновь посетить Печерский монастырь, но на том месте стояла огромная крепость. Царь был в ярости увидев ее и его подозрениям не было конца. Накануне Корнилий был оклеветан недоброжелателями. Корнелия подозревали в измене Руси и царю ... а тут еще и крепость вокруг монастыря отстроил ... да какую огромную! разгневанный царь увидел Корнилия, который встречал его хлебом и солью у ворот монастыря и крепости, вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова катилась по склону горы вниз, по дороге, которая ведет к основным монастырским зданиям … а царь, раскаявшись в своем смертном грехе, подхватил падающее тело умирающего монаха.
Вверху на фото та самая дорога, по которой царь Иван Грозный нес тело Корнилия вниз, к Успенскому храму. Это спуск до сих пор называют Кровавый Путь.

Это наши паломницы стоят на торговой площади вблизи той самой арки, через которую прискакал на коне взбешённый царь Иван Грозный и отсёк голову Корнелию.

Царь подарил монастырю во искупление своего смертного греха богатые сокровища, подарки, колокол (он и сейчас висит на монастырской Большой Звоннице - он самый большой - весит 4 тонны). Но жизнь человеку невозможно вернуть! А тело Корнилия было положено в святую раку и похоронено в Успенском храме, здесь оно находится до сегодняшнего дня. Корнилий был очень талантливым и предприимчивым человеком. Приказ царя о строительстве крепости размером со шкуру вола Корнилий не нарушил, а просто разрезал шкуру на тонкие полоски и по всей длине соединённых полосок выложил периметр будущей крепости. По этому периметру, как гласит легенда, и строились стены крепости с башнями.

На фото - Успенский храм, самый древний, выкопан в горе Ионой Шестником в 1473 году. Он уникален - имеет только одну стену, все остальное находится в горе, в пещере. В 18 веке над ним была построена церковь Покрова Божьей матери.

Далее – звонница. Она тоже необычна. Звонарю не нужно подниматься наверх, он стоит на земле и звонит, дергая за специально спущенные веревки. На стене звонницы нарисован ангел с протянутой вверх рукой. На что он указывает рукой? Правильно, на часы. А в другой руке он держит свиток, где написано:

«Взирай с прилежанием, человече, Како век твой проходит и смерть недалече. Отовся на всяк час, рыдай со слезами, яко смерть тя похитит с твоими делами. Ангел твой хранитель тебе извествует, краткость жизни твоей показует. Придите люди в Вере просвященные, Грядите во святый Храм, кроткую смиренную молитву прилежно к Богу воссылайте». (Из жития Св. Димитрия Ростовского).

Один храм переходит в другой, они расположены рядом. Успенский собор, затем звонница, а она в свою очередь переходит в ризницу - красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

За ризницей - белый - Сретенский храм. В Сретенском храме обители находятся чудотворные иконы Божией Матери "Троеручица" и "Взыскание погибших", покоятся мощи схииеромонаха преподобного Симеона (Желнина), целителя и провидца, умершего в 1960 году.

Слева к нему примыкает тёмно-красного цвета церковь - во имя Благовещения Богоматери (Благовещенский храм), которая была построена при участии уже известного нам Корнилия.
        

Далее – братский корпус и трапезная.

Кстати, до сих пор печи в монастыре топят дровами. Одному из наместников монастыря местные власти предложили перейти на газовое снабжение. Но он отказался, мотивируя свой отказ тем, что пища, приготовленная на дровах, полезна для здоровья, и что поэтому никогда и никто из насельников монастыря не страдал от раковых заболеваний.

И левее, на небольшом взгорке – церковь Лазаря Четырехдневного.

Церковь Лазаря расположена на нижней площадке монастыря рядом с «Кровавым Путем». Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы непрерывно читают Неусыпаемую Псалтирь, и потому в эту церковь паломникам ходу нет.

По другую сторону дороги –дом Настоятеля Псково-Печерского монастыря - окрашен в зеленый цвет. Мостик над ручьем Каменец к дому Настоятеля.

Рядом с домом Настоятеля находится лестница - с нижней площадки монастыря к Михайловскому собору.

Михайловский собор XIX века, построенный в честь победы над Наполеоном в 1812 году. В храме Архистратига Божия Михаила с правой стороны от царских врат хранится святая десница святой мученицы Татианы. Остальные мощи св. Татианы, казненной в Риме, были утрачены. Путь святых мощей мученицы Татианы от Рима до стен Псково-Печерского монастыря длился с 225 года до 1977 года. Десницу Святой в Псково-Печерскую обитель передал в 1977 году отцу Иоанну (Крестьянкину) его двоюродный брат - иеромонах Владимир (Москвитин). В свою очередь, его родному брату архимандриту Афанасию (Москвитину) святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, которые впоследствии приняли от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. Прибыли святые мощи мученицы Татианы в Россию еще при царе Алексии Михайловиче. Святыня в советское время хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею. В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и сокрыли в ковчежце, в нем она покоится и поныне.

Вот в этом храме мы и были на литургии, исповедовались и причастились.

Весь день открыты лишь ближние пещеры и Сретенская церковь. Успенский храм и Михайловский собор открыты только на время богослужений. Вход в дальние Богом зданные пещеры осуществляется по предварительной договорённости.

В ближних пещерах покоятся первый монах монастыря - Марк, первый священник монастыря - Иона, монахиня Васса, а также преподобный Лазарь, который умер в 1808 г., был сделан надгробный камень для его могилы, но, когда через 3 дня пришли хоронить Лазаря, Лазарь вдруг ожил и сидел в гробу. После этого прожил еще 16 лет. В 1822 г. Лазаря посещал император Александр 1, для беседы, от старца он вышел в слезах. Умер Лазарь в 1824 г. на 91 году жизни и было сделано новое надгробие. Покоится Лазарь в ближней пещере, под спудом.

И снова мы на нижней площадке обители. На фотографии -  два Святых источника, где можно попить Святой воды: На переднем плане это надкладезная красная шестигранная часовня, в которой - Живоносный источник, а чуть поодаль - Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости.

На следующей фотографии - вход в пещеры монастыря, он находится под изображением Сошествие Христа во ад, рядом с Большой Звонницей. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря. В завершении центральной улицы установлен канун, у которого совершаются панихиды.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года. В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского.

В «Богом зданных пещерах» находится могила архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Здесь есть и подземный храм в честь Воскресения Христова.                  

И вот мы спускаемся в пещеры, подходим к месту захоронения отца Иоанна, все по очереди просовывают руку в отверстие над гробом отца Иоанна, загадывают желания или просят: «Батюшка, помолись обо мне!»

А это - Святая Гора, она наверху над Покрово-Успенской церковью. На этом камне, говорят, молился ещё Марк -

один из Печерских "начальных иноков".

Но возвращаемся на площадь перед Успенским собором. Эту площадь называют   храмом под небом. Нередко прихожане молятся прямо здесь, на площадке перед дверьми церкви Успения Богородицы, потому что внутри церковь небольшая, вмещает небольшое количество людей. А на площадке хорошо слышно всё, что происходит в храме во время службы.

За спиной у нас остаётся Успенская церковь, а мы снова поднимаемся наверх, к воротам монастыря.

При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского

Чудотворца. Она устроена над святыми воротами в 1565 году преподобным Корнилием при участии Павла Петровича Заболоцкого, в иночестве Пафнутия. Эта церковь привлекает к себе богомольцев резным изображением Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. Он держит в правой руке меч, а в левой - трехглавую церковь. В Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает Святителя Николая. В 1986 году в обители освящен храм в честь святого преподобномученика Корнилия, расположенный в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. Башня эта была создана по благословению святого игумена Корнилия более 450 лет назад.

Арка Ворот под церковью Николы ратного. Там, под Никольской башней помещены 6 икон Божьей Матери, где она изображена в 6 ипостасях. Иконы были написаны Алипием, в 1960 году.

А теперь идем на смотровую площадку. Она расположена на холме над обителью. Отсюда любуемся величием и неповторимой красотой этого сооружения. Открывается прекрасный вид на Большую звонницу и Успенский пещерный храм, которые можно считать визитной карточкой монастыря.

Со смотровой площадки также хорошо виден нижний вход в монастырь на скотный двор. По этому склону вечером коровы возвращаются с пастбища, а утром поднимаются наверх по довольно-таки крутой дороге.

Уходя из монастыря прикупили местные сувениры и необычные пряники и мед.

Монастырь - удивительное место, даже если ты далек от веры, все равно наполняешься спокойствием и гармонией. Но для верующего человека - это ещё и возможность обратиться с просьбой к святым монастыря. С просьбой о помощи, о ходатайстве перед Всевышнем о нас и о наших близких.        Все святые, молите Бога о нас!

Катехизатор Предтеченского храм Невская Татьяна Ивановна.

Фотографии будут добавлены позже.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх