Бог Новый год не создавал. Он появился «благодаря» человеку после грехопадения. Вернее так, Господь в предзнании грехопадения человека создал возможность нового «нижеествественно», как пишут Св. Отцы, строя бытия, когда «вся тварь покорилась тлению» по слову апостола. Новый год – это признание своей изменчивости, текучести, временности, следовательно, и смертности. Недаром один философ пронзительно писал:
Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Время стало принадлежностью человека и мира. Во времени живем только мы. Бог жительствует в вечности. Ангелы и инфернальные духи существуют в своей некой длящейся протяженности называемой иногда красивым словом эон. А посему, да здравствует наш человеческий праздник Новый год! Именно по причине нашей смертности умно-предметное, культурно-технологическое качество человеческой жизни возросло необычайно. Мир стал другим навсегда. Человеку волей-неволей пришлось в нем обустраиваться. Появились ремесла, орудия труда, собственность, различные способы ведения хозяйства, расцвело искусство, наука оплодотворила промышленность.
В конце концов, чтобы стричь ногти лучше использовать маникюрные ножницы, чем каменный нож. В мир вошли природные явления совершенно невозможные в райской жизни, например, снег, багряные осенние рощи, озеро Байкал, северное сияние, завораживающие океанские приливы и отливы, южные закаты и рассветы, шелковистость берез в розовом мигающем свете, благословенная младость с запахом материнского молока, тихая патриархальная старость, собирающая вокруг себя восходящие роды, всего не перечислить.
Белые стихи о снеге
Боже мой, как чудесен Твой мир, даже без Рая в нем!
Идет Твой снег, Господи!
Как это просто, а душа вся умиляется и с плачем,
веселится от этой красоты снежной!
Как же был прекрасен Рай без снега!
Но Адаму не дано было слепить в нем снеговика,
Поиграть в снежки, и полюбоваться на Твои Господи, сосульки!
Согрешил бедный человек, и в мире появилось
Много такого о чем и не мечталось, и даже
На ум не входило: и благодатные дожди, и радуга,
И огонь в печи, и колыбельные песни, тимпаны
и свирели, и семисвечник за престолом Твоим Господи!
А снег… Он кроткое нешумное напоминание о Рае.
Белая пелена, укрывшая мир после грехопадения,
Белая тетрадь Пасхи….
Но все эти природные вещи и семейные ценности не самое главное. Во вселенной осталось благодатная вещественная бездна. Материя, созданная Богом, осталось в самой сути своей тоже непостижимой. Это понимали даже неверующие ученые, утверждавшие, вопреки себе: «электрон так же неисчерпаем, как и атом, вся природа - бесконечна». Нужно только уточнить, что атом неисчерпаем не сам по себе, а по силе Духа Святого создавшего его. Помните, при создании мира пророк Моисей закрепил: «Дух Божий носился верху воды».
Привычной воды, конечно, в предначальный день творения еще не существовало. Моисей не нашел в человеческом языке точного соответствия состоянию материи в этот творческий акт творения, и назвал его «водой», по-еврейски «маим». Это была вся сумма вселенского текучего вещества, способного к любым изменениям. «Дух Божий носился над» космической бездной-материей. В оригинале Библии на еврейском языке это выражение очень походит на высиживание яйца птицей, словно она оплодотворяет своим живым теплом каждую частицу новой жизни, заключенной в скорлупе. Прошли миллиарды лет, но животворящее действие Святого Духа это не божественный реликтовый след, еле-еле теплящийся на земле.
Вся мировая совокупность вещества до скончания века будет всецело хранить животворную печать Божьего Лика. Как? «Сие непостижимо» и бессмысленно допытываться. Человечество тысячи лет пыталось ответить на «простой» вопрос: как Бог, будучи совершенный Духом, мог создать такой грубый материальный мир? Из кардинального ответа на этот вопрос выросли в конечном итоге все политеистические религии, все философские системы, все ереси христианского мира, все гностические секты прошлого и настоящего. Ум человека не вмещает эту великую тайну. Он приспосабливает ее к себе, низводит с неба на землю, чтобы объяснить для себя такое противостояния Материи и Духа. Ибо из этого вопроса рождается и другое великое вопрошание к звездам: как из этой грубой материи явилось тончайшее чудо человеческого сознания?
Мы здесь только напоминаем, обозначаем Великий Предел, который совершенным молчанием обходили самые мудрые христианские святые. Сколько не допытывайся, Бог не ответит человеку, по той же причине по какой апостол Павел, побывавший на «третьем небе» отказался описывать райское бытие. Кстати, именно поэтому все райские видения такие однотипные и бледные, больше всего напоминающие Новозеландские острова, с комфортабельным жилищно-социальным обеспечением для отдыха. Бог «ответил» человеку иначе. Он явил свой Ответ в Рождении Сына Божьего. Рождеством Своим Господь даровал человеку надежное ведение, что Вселенная и жизнь человека не утратили внутренний божественный свет, потенциал к вечному преображению в благодати Святого Духа. Материя не мертва, она тихо сияет изнутри Светом Рождества, Огнем Благодати. Святые постигают это из своего умного опыта молитвы.
Архимандрит Софроний Сахаров в книге «Видеть Бога, как Он есть» открывает о личном опыте пребывания в Нетварном Свете: «Много лет спустя, уже после посещения меня милостью Бога Вышнего, я заметил, что Нетварный Свет — спокойный, целостный, ровный; воздействует на ум, на сердце и даже тело. При созерцании его все существо пребывает в состоянии, которого не знает “земля”. Сей Свет есть свет любви, свет разума, свет бессмертия и дивного мира. Живого Бога я познал с самого раннего детства. Бывали случаи, по выходе, вернее сказать — выносимый на руках из храма, я видел город, который был для меня всем миром, освещенным двумя родами света.
Солнечный свет не мешал ощущать присутствие иного Света. Воспоминание о нем связывается с тихой радостью, наполнявшей тогда мою душу. Из моей памяти выпали едва ли не все события этого периода, но Света сего я не забыл », а в конце книги старец Софроний замечает о самой природе Света Фаворского: «И дерзаю сказать, что видение несозданного Света связано неразрывно с верою в Божество Христа. И связано, и странным образом зависит одно от другого. В едином Свете являются и Христос и Святой Дух. Сей Свет свидетельствует о Божестве Христа, потому что нельзя не узнать Бога в том Свете, о котором идет речь. Когда же по дару Свыше я удостоился узреть Нетварный Свет Божества, тогда с радостью узнал в голубом сиянии нашей “голубой” планеты символ сияния надмирной славы. Оно, сияние сие, повсюду; оно наполняет все бездны мироздания, пребывая неизменно неосязаемым, запредельным для твари. Голубой — есть цвет запредельности. Многим на земле было дано блаженство увидеть сей дивный Свет.
Большинство из них сохранило сие благословение, как драгоценную тайну их жизни, и увлеченные сим чудом, перешли в иной мир. Другим же было повелено оставить свидетельство ближним и дальним братьям о сей высшей реальности. Подобные опыты и других аскетов легли в основание учения Церкви о несозданной природе являвшегося им Света». Не случайно мы дали такие обширные цитаты из этой книги основанной прежде всего на личном опыте созерцания Иного Света. Прочитайте ее целиком, она сама полна света покаяния, света радости и любви.
Благодаря этому двойственному свойству материи в наш мир вошли невозможные немыслимые феномены такие, как Церковь, Божественная Евхаристия, все Таинства, святость, чудотворчество, непостижимое для плотского ума бесстрашие перед лицом самой мучительной смерти. Все это плоды Боговоплощения. Разумеется, без Смерти и Воскресения, без подвига всей Христовой жизни наше спасение не состоялось бы, но именно в Рождестве нам открылось, что мир не утратил своей благодатной глубины. Он не черная головешка после грехопадения, не звезда, в недрах которой тлеет огонь. Он больше всего похож на ясную…улыбку младенца, через которую нас осиевает свет его чистой души.
Время родилось в нашем мире. В нашем мире оно и умрет. Замолчат многие человеческие праздники, как и Новый Год. Они станут не просто не нужными, утратившими свое «культурно-историческое значение», как например, празднование «великой октябрьской социалистической революции». Они исчезнут, как снег, как закаты и рассветы, как младенчество, как радостное угасание святых в благодати, как отливы и приливы, как дожди и грозы, как человеческая речь, материнство, подвиги православных аскетов, поэзия и вся культура. Все будет иное и «мы изменимся» навсегда.
Поэтому так неоднозначен для православного человека новогодний праздник. Мы словно в нем празднуем свое тление, свою возможность течь за пределы видимой жизни. Каждый уходящий год мы прощаемся с миром, в котором родились! Прощаемся со всем, что нам стало близко и по-своему дорого. Но мы, Слава Богу, в последнее время нашли скромное духовное значение для празднования Нового года. Во многих монастырях и приходских храмах 31 января в 12 часов ночи начали служить Литургию (в нашем храме в честь Иоанна Предтечи города Кировска она также совершалась!), завершена Литургия в «новогоднюю ночь» благодарственным молебном за прожитый год. Еще один год мы оставили позади. Еще на один год мы приблизились к вечности. Есть за что воздеть руки и прославить Творца неба и земли. А посему еще раз скажем, слава Богу за наш человеческий праздник! Здравия тебе, Новый год 2017, благополучия, терпения, радости о Боге и о ближнем, счастливый «бедный Йорик!». Поздравляем всех прихожан с Новым годом!
По материалам из открытых источников