12 февраля Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.
В России в храмах духовных школ в этот день по традиции совершается необычное богослужение — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Святители жили в IV–V веках — это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Святые ученики. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года. В семье было десять детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых. Отец святого Григория Богослова (326–389) впоследствии стал епископом Назианским. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился около 347 года в Антиохии, которая дала Церкви множество светил (например, здесь начал свои труды апостол Павел).
Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.
Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Из университета — в пустыню. Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».
Из пустыни — на служение миру. Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью.
Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен.
Иоанн Златоуст святой получил сан пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар боговдохновенного слова он получил от паствы наименование Златоуст. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Из Царского града — в изгнание. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном, низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная землетрясением.
Ссылка не изменила святителя. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в ссылку. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14 сентября 407 г. со словами на устах: «Слава Богу за все». Литературное наследство Златоуста почти полностью сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.
Настоятель церкви победил царя. По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий Великий. В империи внешнее господство принадлежало арианам, которые тоже были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном; для полного выяснения православного учения по этому вопросу он написал книгу о Святом Духе.
Император Валент, арианин, стал угрожать Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. Для святого, не имевшего собственности, не привязанного к месту, ожидавшего смерти, как приобретения, это ничего не значило. «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви», — сказал императору префект, пораженный словами святителя. Василий Великий ежедневно служил, обходил церкви, следя за исполнением канонов, и особенно заботился, чтобы в клир вступали только достойные. Болезни, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Он умер в 379 году в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.
Завидная и опасная высота. Григорий Богослов, избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, прибыл туда, когда все храмы в столице были захвачены арианами. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но люди в огромном количестве стекались послушать его вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви. После того как на престол взошел православный император и ариане были изгнаны из храмов столицы, обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа). Святой Григорий боролся против нее и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Последние годы своей жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах.
«Во единой Троице трегубо богословствуете». Хотя жили святители в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. Тогда эти иерархи явились в видении Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил им службу, а споры и разделения в Восточной церкви прекратились.
По материалам http://www.taday.ru/text/28052.html