О том, как прославила Господа своей земной жизнью и славной кончиной святая великомученица Екатерина, мы узнаём из весьма ограниченного количества дошедших до нас источников. Это записи её слуги и стенографа Афанасия, византийского писателя и религиозного деятеля Симеона Метафраста и, наконец, три сочинения, авторство которых не установлено. Однако её пример служения Богу столь ярок и назидателен, что она занимает одно из главных мест в сонме православных святых.
Будущая великомученица Екатерина появилась на свет в крупнейшем египетском городе Александрии в 287 году и до своего обращения во Христову веру носила языческое имя Доротея. Её родители были состоятельными людьми и смогли обеспечить дочери счастливое и беззаботное детство. Когда же настала пора приступать к учёбе, то для неё были приглашены в дом лучшие педагоги города. Девочка, отличавшаяся пытливым и острым умом, быстро усваивала знания.
В те годы была ещё цела уничтоженная впоследствии знаменитая библиотека Александрии, собравшая в своих хранилищах творениях многих выдающихся мыслителей прошлого. Туда и зачастила юная девушка. В этом храме мудрости она знакомилась с сочинениями древних поэтов и философов, изучив предварительно языки, на которых они были написаны. Здесь же она постигала секреты ораторского искусства, диалектики и тайны медицины, открывавшиеся ей в трудах Гиппократа, Асклепия и Галена.
Икона святой великомученицы Екатерины, столь хорошо знакомая большинству верующих, представляет нам образ молодой и красивой девушки. Именно такой, по сохранившимся о ней сведениям, и была будущая святая. Прибавив к внешней привлекательности живой ум и редкую по тем временам образованность, нетрудно понять, каким успехом она пользовалась у лучшего женихова Египта.
Родители Екатерины, пользуясь благоприятными обстоятельствами, пытались выдать дочь замуж и подыскать ей самую блестящую партию. Однако девица оказалась несговорчивой и поставила условие, что тот, кому она согласится отдать руку и сердце, не должен уступать ей ни в красоте, ни в образованности, ни в знатности и богатстве. В те времена ещё не было в ходу слово «мезальянс» – неравный брак, но и тогда красивые и состоятельные невесты знали себе цену.
Мать Екатерины втайне исповедовала распятого и воскресшего Христа. Её духовным отцом был сирийский монах, скрывавшийся от суетного мира в отдалённой пещере. К нему-то и привела тайная христианка свою дочь.
Часто встречается икона святой великомученицы Екатерины, где она изображена на фоне реки, за которой раскинулась гряда безжизненных холмов. Очевидно, именно их избрал местом своего пребывания сирийский отшельник, открывший юной деве веру во Христа. Он поведал ей о том, что есть на свете Юноша, во всём превосходящий её, и, прощаясь, дал икону Богородицы с Младенцем на руках, научив в молитве просить Царицу Небесную явить ей этого Юношу – Её Сына.
Житие великомученицы Екатерины свидетельствует о том, что в ту же ночь в сонном видении девушке явилась Дева Богородица, но Предвечный Младенец не пожелал воззреть на неё до тех пор, пока деву не омоют воды святого крещения. Проснувшись в слезах, Екатерина вновь отправилась в заветную пещеру, где мудрый старец, наставив её в основах христианской веры, совершил над ней великое таинство, связавшее её навеки с Сыном Божьим.
Счастливая, она вернулась домой и, устав от дальнего пути, забылась лёгким сном. Едва веки девушки сомкнулись, как перед ней вновь предстала Царица Небесная, но в этот раз Её Сын, с лаской во взоре, протянул деве обручальный перстень – знак того, что отныне Он стал её Небесным Женихом. Проснувшись, Екатерина обнаружила у себя на пальце чудесный дар Иисуса.
В те давние годы Египет входил в состав восточной части Римского государства и находился под юрисдикцией императора. Периодически в крупнейшем городе- Александрии - устраивались языческие торжества, на которые прибывал сам правитель империи. Один из таких праздников ожидался вскоре после описанных выше событий. Икона Екатерины великомученицы часто представляет её держащей в руках цветы или пальмовую ветвь. Это неслучайно. И то, и другое является символом мира и любви, неотъемлемых от учения Спасителя. Их-то и хотела принести погрязшему в языческих заблуждениях венценосцу молодая христианка. Она явилась на праздник с одной целью – убедить императора в ошибочности его воззрений и явить ему свет истины.
Молодая и красивая девушка сразу привлекла к себе внимание римского правителя, а когда она обратилась к нему с философскими речами, столь несвойственными женским устам, то он смешался и не нашёлся что ей возразить. На помощь себе император призвал целую толпу придворных мудрецов, которые, вступив в полемику с девушкой, были побеждены неоспоримостью её аргументов. Недаром икона Екатерины великомученицы часто представляет святую с развёрнутым свитком в руках, подчёркивая тем самым её глубокую учёность.
Мудрецы, не оправдавшие надежд императора, были тут же отправлены на костёр. Перед смертью они во всеуслышание объявили, что, убеждённые красноречием Екатерины, сами желают принять христианство и умереть во имя истинной веры и того, кто принёс её людям. Древние авторы, поведавшие миру об этих событиях, сообщают, что, когда пламя костров угасло, останки казнённых были не тронуты огнём.
Наиболее распространённая икона св. великомученицы Екатерины в свою композицию включает изображение зубчатого колеса, ставшего орудием мучения, с помощью которого языческий император пытался заставить её отречься от своих убеждений. К этому средству он был вынужден прибегнуть, когда не смог достичь желаемого ни посулами богатств и почестей, ни лестью, ни запугиванием.
Рассчитывая на то, что муки голода заставят девицу быть сговорчивей, император вверг её в темницу и повелел не давать пищи. Но Господь не оставил святую, и в течение двенадцати дней голубь приносил молодой узнице еду, поддерживая в ней телесные силы и укрепляя дух. Далее в житии святой повествуется о том, что само колесо, которое икона Екатерины великомученицы представляет как свидетельство её неустрашимости, было сметено неведомою силой, едва только осуждённую на муки подвели к нему.
Без тени страха подошла святая к плахе, на которой по повелению императора палач должен был усечь её главу. Когда казнь свершилась, то из открывшейся раны потекла не кровь, а молоко. Все присутствовавшие при этом стали свидетелями того, как ангелы Божьи подхватили безжизненное тело и вознесли его на вершину Синая.
Через триста лет у монахов, находившихся неподалёку от монастыря, было видение, повинуясь которому они поднялись на вершину горы и обрели нетленные мощи святой – её главу и правую руку, опознанную иноками по сохранившемуся на ней кольцу. Бесценную реликвию перенесли в обитель. Сегодня мощи святой покоятся в мраморной раке, установленной в главном храме построенного на Синае монастыря, носящего её имя. Находящаяся там же Икона Екатерины великомученицы снабжена мощевиком, в котором хранится её палец.
Гимнография святой Екатерины берёт своё начало в IX веке. В этот период преподобный Феофан Никейский и его ближайший сподвижник Вавил посвятили ей целый ряд созданных ими песнопений. Считается, что тогда же был написан и тропарь святой великомученице Екатерине. На Русь, принявшую крещение и ставшую в ряд христианских народов, они, как и многие иные церковные тексты, попали в переводе с греческого. Очевидно, тогда же был написан кондак святой великомученице Екатерине, в котором она именуется всемудрой, поправшей змия и укротившей разум риторов.
С давних пор на Руси установлено её почитание. Редко найдёшь храм, в котором среди прочих образов не представлена икона великомученицы Екатерины. В Москве этот образ можно увидеть в главном соборе страны – храме Христа Спасителя. Туда в 2010 году привозили из Египта мощи святой для всеобщего поклонения. У многих верующих среди прочих образов, составляющих домашний иконостас, имеется и икона Екатерины великомученицы.
По материалам сайта: http://fb.ru/article/231548/ikona-ekaterinyi-velikomuchenitsyi-jitie-svyatoy-pochitanie-i-molitvyi