В этом году Неделя мясопустная, предпоследнее воскресенье перед Великим постом, начиная с которого по церковному уставу ограничивается употребление мяса, выпадает на 11 февраля. В этот день на Литургии будут звучать слова Христа Спасителя о Страшном суде (Мф. 25:31–46).
Почему наше последнее предстояние перед Богом мы называем Страшным судом? Разве мало на земле ужаса и без этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?.. Можно, потому что последний суд не тем так страшен, что жжёт нас, как огонь. Самое страшное — не наказание, не страдание или насилие. Страшно то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни заключался в любви, и мы прошли мимо неё. Страшно мгновение, когда мы окажемся лицом к лицу с Богом, Который так возлюбил мир, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына. Нам была предложена вся любовь Божия, а мы её отвергли.
Если бы мы отказались от неё по каким-либо убеждениям, сознательно отвергая такую любовь, это было бы достаточно страшно. Но во много крат ужаснее, что мы окажемся перед Божественной любовью и поймём, что мы просто прошли мимо неё, не заметили её, потому что увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум любопытством, наши сердца — похотью и увели нас вдаль от Бога и Его любви. И мы будем стоять перед Богом, лицезреть всю Божественную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе, Который носит на теле Своём раны страданий и Креста, Который сошёл во ад, умерев по любви к нам, и придётся нам сказать: «Да, я видел всё это и пожал плечами, и занялся другими заботами…».
Но вы, может быть, скажете: «Как я могу любить Бога и ответить на Его любовь, как я могу любить Того, Кого не вижу, Кого порой и не ощущаю?». Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам на это: «Люби тех, кого Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за кого Он отдал Свою жизнь и принял смерть; люби Его творения, которые всё для Него значат, и тогда Он скажет: в них ты любил Меня, и то, что ты сделал для Моих любимых, ты сделал для Меня…».
Значит ли это, что наша любовь к Божиим творениям должна быть такой же великой, как Его любовь? И снова Евангелие отвечает нам так просто и так ясно, спрашивая: «Был ли ты человечен, было ли у тебя сострадание к голодному и жаждущему, к бездомному или всеми нелюбимому, к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, кто преступник перед Богом и людьми, трепещет от человеческого суда и, возможно, не сознаёт, что он прошёл мимо единственного, что достойно жизни?». Вот вопрос, который нам ставится: проявил ли ты человечность? И если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг с другом, подлинно человечными в сердце и в уме, и в делах наших, тогда широко распахнута дверь, чтобы нам стать гражданами Небес, гражданами Божиего Царства, Царства любви Божественной, изливающейся в наши сердца, преображающей нас и превращающей нас и весь мир в то диво, которым всё призвано быть…
Вот какие вопросы встанут перед нами, и так просты ответы Христа на них. Поэтому будем учиться: научимся прежде всего любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна их, достойна нас самих и достойна Бога. И когда мы научимся любить тех, кого легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем своё сердце и дадим в нём место ещё одному человеку, и ещё одному, и ещё… И тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех, кого мы любим, и тех, кого мы пока ещё не научились любить, тех, кто нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь, которая будет подлинной Божией любовью к нам, преизбыточествующей в наших сердцах, а через нас — вокруг во всём мире.
Вот о чём взывает сегодняшняя притча, к чему зовёт нас Страшный суд. Суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы, и поймём, какими мы могли быть. Поэтому услышим Апостола, говорящего нам: «Дорожите временем, спешите, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно…». Поспешим же жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени христиан, которыми мы являемся, и достойно также любви Божией к нам и к Его миру.
Митрополит Антоний Сурожский