Символические пояски, освещённые в ноябре 2011 года у Пояса Пресвятой Богородицы в Москве и других городах большой России, и доныне пересылаются, передаются на Украину. Так будет и сейчас – иконки, освящённые у Гефсиманской Плащаницы, привезённой из Иерусалима на Украину, разойдутся по всей Руси – Великой, Белой, Малой… Православие – столп единства Русского мира.
Святыня
Гефсиманская Плащаница Пресвятой Богородицы
Гефсиманская Плащаница Пресвятой Богородицы представляет собой вырезанное из дерева контурное изображение лежащей Божьей Матери, с художественно выписанным ликом и сложенными на груди ладонями. Размер Плащаницы – один метр. Образ со всех сторон обрамлён в чеканный серебряный оклад, украшенный драгоценными камнями. Плащаница привезена из Иерусалима по просьбе Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима Феофила III. На Украине святыня находится с 19 сентября и пребудет до 13 ноября. Постоянное её место – подворье Гефсиманского Успенского монастыря в Иерусалиме, в небольшой церкви, называемой Малая Гефсимания или Гефсиманский метох. Расположена церквица напротив входа в Храм Гроба Господня.
Ежегодно за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы Плащаница переносится крестным ходом в Гефсиманию, на Гроб Божией Матери, и возлагается на Гробницу, где остаётся до отдания праздника. Над гробницей устроена пещерная церковь Успения Богородицы, которая находится в собственности Иерусалимского Патриархата.
Мемуаристы позапрошлого века указывают, что Плащаница – дар графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1848). Существует несколько описаний Плащаницы с указанием имени благоукрасительницы Малой Гефсимании. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1863-65 годах архимандрит Леонид (Кавелин) (1822–1891; брат историка К. Кавелина и племянник адмирала П. Нахимова) сообщает: «Рядом с игуменской кельей небольшой параклис (церквица), в коем имеет постоянное помещение икона Успения Божией Матери, ежегодно с торжественностью переносимая отсюда накануне праздника Успения Богоматери в Гефсиманию в честь сего великого праздника. Икона эта представляет вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе, и с обеих сторон обложена сребропозлащенным окладом; венец украшен драгоценными камнями; есть довольно привесок. Риза на ней — дар русской Мелании, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской».
Через несколько десятков лет после Кавелина профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), участвовавший в празднике Успения в Иерусалиме в 1898 году, сообщает о Плащанице, что она есть «плод усердия графини А.А. Орловой-Чесменской».
Архимандрит Леонид (Кавелин), назвав графиню Анну Алексеевну «русской Меланией», тем самым указал читателю, что она была сравнима с преподобной Меланией, первой знатной римлянкой, которая «с юности стремилась ко Христу, жаждала телесной непорочности, уязвленная Божественной любовью».
Меч и крест
Анна Орлова с фрейлинским шифром Елизаветы Алексеевны. Неизвестный художник, начало XIX в.
Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочь известного флотоводца графа Алексея Григорьевича Орлова, сподвижника Екатерины Великой, входит в особый круг самых замечательных и удивительных женщин русской истории.
Осиротев в 22 года, она, красавица, камер-фрейлина, обладательница несметного состояния, отвергнув сватовство самых именитых и блистательных претендентов на своё сердце (к ней сватались Александр Куракин, Платон Зубов и двое Голицыных), посвятила жизнь духовному подвигу и благотворительности.
Смерть любимого отца послужила к тому толчком. В своих записках графиня пишет: «По кончине родителя моего, наложила я на себя обет пред Господом Богом, сделать в память и во спасение душ преставившихся родителей моих и рода моего значительное какое-либо богоугодное заведение. По долговременном и зрелом обозрении обета моего, Господь открыл мне случай исполнить оный над святою обителью – Новгородским первоклассным Юрьевым общежительным монастырем»…
Потрясающее впечатление на молодую графиню произвело посещение Киево-Печерской и Почаевской лавр.
Мы знаем, что в Киеве она имела близкое духовное общение с преподобными Парфением и Феофилом Киевскими. Для Великой церкви – Успенского собора Киево-Печерской лавры по её заказу, взамен старого деревянного, был изготовлен чудный бронзовый иконостас (стоимость оценена в миллион рублей). При этом она выделяла значительные суммы на текущие нужды самой лавры. В Киеве для убранства мощей великомученицы Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре графиня Анна Алексеевна заказала серебряную раку и серебряную сень, общим весом около 400 килограммов. В Почаеве на её же средства была устроена серебряная гробница преподобному Иову Почаевскому и драгоценно украшено горнее место вокруг чудотворной иконы…
Но вначале был иной дар – меч отца, осыпанный драгоценностями – святыня, которая для неё значила много. Было это в 1812 году, во время Отечественной войны.
Адъютант славного генерала Михаила Милорадовича поручик Фёдор Глинка, который вёл во время боевых действий дневник («Письма русского офицера»), записывает в Гродно 26 декабря 1812 года: «На этих днях графиня Орлова-Чесменская прислала генералу Милорадовичу меч и саблю, подаренные Великой Екатериной покойному родителю её графу Алексею Григорьевичу за истребление флота при Чесме. В то время, когда неприятель опустошал окрестности Москвы, генерал Милорадович, узнав, что вблизи находится имение графини Орловой, заслонил его своими войсками и, отразив врага, не допустил расхитить сёл её и попрать гроб знаменитого Орлова. Он сделал это, следуя первому порыву чувства уважения к заслугам Чесменского, убеждён будучи, что могила храброго отечеству священна! Но дочь, благоговеющая к праху родителя, приняла в полной цене этот подвиг и, при лестном письме прислала драгоценный меч герою…»
В тот же незабываемый год графиня Анна Алексеевна передала на организацию ополчения и снаряжение ратников сто тысяч.
Архимандрит Фотий (Спасский)
Она была духовным чадом архимандрита Фотия (Спасского) (1792–1838), аскета, носившего вериги, выдающегося борца с ересями и масонством. Он не только в проповедях выступал «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского вестника и прочих», но вёл самую настоящую политическую борьбу с антирусскими, революционными силами всех мастей, собирая сведения о ложах и составляя списки масонов и их «мистических книг». Деньгами и связями в высшем свете его поддерживала графиня Орлова-Чесменская. С её помощью была устроена аудиенция с государём императором. Во время трёхчасовой беседы архимандрит Фотий сумел показать Александру Благословенному истинный, преступный характер масонских лож. В результате все ложи были запрещены 1 августа 1822 года, а влиятельные масоны отправлены в отставку.
По мнению некоторых историков, действия архимандрита Фотия позволили ослабить декабрьский политический кризис 1825 года, не допустить событий, подобных Французской революции 1786 года…
Не удивительно, что «заинтересованные лица» распускали об о. архимандрите и графине Анне самые гнусные слухи и сплетни. Но торжествовала и истина. Хозяйка знаменитого петербургского салона графиня Долли Фикельмон (Дарья Тизенгаузен, внучка Кутузова), оставила в своём дневнике 1834 года такой портрет графини Орловой-Чесменской: «Безмятежность, спокойствие её кроткого и очаровательного лица разливают вокруг неё атмосферу благожелательности. Эта душа, целиком посвященная Богу, вносит в придворные салоны, где она вынуждена обитать, такую нежную терпимость, такую чарующую весёлость, столь благородную и элегантную манеру держаться, озаряет всех такой чудесной улыбкой, что рядом с ней всегда чувствуешь себя покойно!»
Как в высшем свете, так и в церковных кругах о ней говорили с истинным уважением; известен отзыв монахини Варсонофии в письме 1832 года иеромонаху Флавиану, наместнику Спасо-Яковлевского монастыря: «…истинно она для Бога жизнь свою препровождает…»
Есть основание полагать, что в 1845 году графиня втайне приняла монашеский постриг с именем Агния.
Всего за свою жизнь на нужды и благоукрашения храмов и монастырей, в том числе за пределами отечества – на Святой Горе, в патриарших Царьграде, Александрии, Дамаске, Иерусалиме – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала 25 миллионов рублей.
Среди несчётного количество даров был и дар Малой Гефсимании. Этот образ в XIX веке получил широкое распространение в России. Сотрудник Центрального музея им. Андрея Рублева, кандидат искусствоведения С.В. Гнутова считает, что «все известные изображения Божией Матери на деревянных плащаницах чрезвычайно схожи и явно восходят к одному прототипу. Этот иконографический образец сохранился до наших дней и находится в Иерусалиме в подворье Гефсиманской обители, так называемой Малой Гефсимании, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня».
Встреча на Украине
В каждом украинском городе или лавре Плащаницу встречают с крестным ходом правящие архиереи, духовенство, сотни и сотни, а то и тысячи мирян. Часто присутствуют и первые лица области и города. Информационные сообщения СМИ выглядят примерно так, как сообщение из Львова от 18 октября:
«В центральной части города святыню встретил епископ Львовский и Галицкий Филарет, Львовский городской голова Андрей Садовый, духовенство Львовской епархии и тысячи жителей города. Также во встрече приняли участие скауты федерации “Галицкая Русь”».
Или из Днепропетровска: «Губернатор Днепропетровщины Александр Вилкул, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Днепропетровский городской голова Иван Куличенко, заместитель председателя облгосадминистрации Иван Ступак, духовенство Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви и верующие приняли участие в торжественной встрече Плащаницы Пресвятой Богородицы».
И на Востоке, конечно, из Луганска:
«В Луганск прибыла великая Святыня Православной Церкви – Плащаница Пресвятой Богородицы. Ее встречали у храма Святой мученицы Татианы архиепископ Луганский и Алчевский Высокопреосвященнейший Митрофан, Преосвященнейший Никодим, епископ Ровеньковский, духовенство Луганской епархии, руководители города и области, и верующие со всех районов Луганской области…»
За те дни, что Плащаница находится в храме того или иного города, десятки тысяч людей успевают придти поклониться ей.
Кто-то взялся подсчитать, и вышло, что за одну минуту интенсивный людской поток приводит к святыне 20-25 человек, за час – до полутора тысяч. Если положить, что такая интенсивность длится только 10-12 часов в сутки, то получим, что за 56 дней, с 19 сентября по 13 ноября, Плащанице смогут поклониться около миллиона человек.
Какая сила влечёт людей?
Автор этих записок находился в Черкассах, когда в кафедральный Свято-Михайловский собор привезли святыню.
За двое суток в Черкасском соборе перед Плащаницей несколько раз служился акафист Успению Пресвятой Богородицы, а по утрам и ночам совершались Божественные Литургии.
Знакомый священник, протоиерей о. Александр на проповеди в своей приходской церкви сказал о людской реке, текущей в собор: «Привезли Плащаницу с Гроба Пресвятой Богородицы!.. И не нужно других объяснений. Каждый услышал. И содрогнулся город! В храм пришли люди, которые до этого, может, никогда и в церковь не ходили. Матерь Божия, Богородица позвала…»
Служивший ночную литургию в Свято-Михайловском соборе протоиерей о. Вячеслав в личной беседе сказал, что во время службы ощущалась удивительно особая атмосфера, как будто присутствовала Сама Богородица. «Это величественное чувство! – прибавил о. Вячеслав. Подумал и ещё сказал: – Люди шли до часу ночи. Так действует благодать Божия… Это может положить начало воцерковлению прежде не знавших Бога людей…»
А провожают Плащаницу так: после литургии почти без паузы начинается акафист Успению Пресвятой Богородицы. Многократным рефреном звучит песнь: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».
А народу в очереди меньше не становится; как поток в узких горных лощинах, в огромном соборе вьётся людская лента, огибая колонны, соприкасаясь, порой, со встречным своим движением.
Какая-то женщина, только встав в очередь, произносит: «Ох, как тяжело стоять!» И видно, действительно ей тяжело, лицо покраснело, словно б давит на неё какая-то сила, гонит из храма. И она уходит. А кто-то за время Литургии и Акафиста и два и три раза успевает пройти очередь, легко ему и радостно…
Благочинный о. Сергий распоряжается поднять ковчег с Плащаницей на руки, теперь люди проходят под иконой, поток ускоряется. Уже 11 часов, в 12 Плащаница должна покинуть Черкассы. И вот, наконец, очередь начинает иссякать: большинство людей поклонилось Иерусалимской святыне. В широком проходе выстраивается крестный ход. Завершается акафист. И вот спешит последний человек – полная женщина в розовом берете и в больших очках, спешит к Плащанице с букетом больших белых и бардовых астр… В собор входит митрополит Софроний, ход устремляется наружу. Во дворе перед собором уже стоит чёрный микроавтобус с номерами «ВР» – Верховой Рады, ковчег с Плащаницей передаётся внутрь салона улыбчивому светоносному монаху. Владыка осеняет его крестом, и дверца с тонированными стеклами затворяется, машина трогается; впереди неё медленно выруливает по аллее епархиального парка милицейский автомобиль с выключенной мигалкой, клирос поёт, люди машут руками…
«Вот и в Иерусалиме побывали», – говорит мой друг.
Олег Слепынин