«Поминайте наставников ваших,
И взирая на кончину их жизни,
подражайте вере их»
/ Апостол Павел (Евр. 13, 7)/
В этом очерке хочется поделиться с читателями той духовной радостью, которую подарило мне паломничество к мощам Святителя Николая в итальянском городе Бари, а также путешествие к памятникам великой христианской культуры и общение с людьми, хранящими это уникальное наследие.
По количеству достопримечательностей и памятников культуры Италия занимает в Европе первое место. Среди этого обширного культурного наследия – множество христианских святынь. Христиане разных конфессий особенно любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Город Бари был основан греками еще в V веке до н.э., а при римлянах стал важным торговым центром. В городе сохранилась памятники архитектуры средневековья, красивый исторический центр и набережная Адриатики. Здесь можно увидеть старинный рыцарский замок, готические постройки, рыночные площади, маленькие, тесные итальянские улочки, где в характерной манере изображения святых украшают фасады домов и двориков. Притягательность Бари прежде всего в том, что этот большой город сохранил атмосферу итальянской провинции. Однако главное притяжение Бари — церковь св. Николая (Basilica di San Nicola), где хранятся мироточащие мощи Святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых православных святых.
Мощи Святителя находятся в крипте (нижней части) базилики Св. Николая. Базилика построена для хранения мощей святителя Николая, перенесённых в 1087 году из г. Миры Ликийские (Передняя Азия – прим. авт.). Базилика находится в старой части города, на берегу Адриатического моря и состоит из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где, собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца, куда можно спуститься по лестнице, находящейся справа от главного престола.
Многие века в Бари стремились паломники, чтобы припасть к святыни и получить капельку чудотворного миро. В день поминовения Св. Николая церковь до отказа запружена народом, жаждущим стать свидетелем чуда, когда священнослужители открывают небольшое окошечко в раке с мощами и опускают туда небольшой сосуд, который наполняется миро. Гробница имеет древнюю строгую форму; в стене ее имеется специально сделанный проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей мира. Помощь, чудеса, исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они – реальность сегодняшнего дня; необходимо лишь искренне верить и не обращать внимания на скептиков современной цивилизации. Святой Николай и после своего упокоения не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим, убогим и болящим, детям, пожилым людям, торговцам, морякам и путешественникам.
Святителя Николая почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники. Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников, что помолиться Св. Николаю. У православных паломников есть право совершать службы и молебны в крипте у раки с мощами святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия.
Рака с мощами находится за решеткой. В дни, когда не совершаются православные службы на гробе святителя, решетка закрыта. Перед гробом, в тишине и уединении можно помолиться святому, прочитав акафист. А затем, попросив ответственного за храм монаха, открыть решетку и приложиться к мощам.
Хотя Базилика принадлежит римско-католической церкви и управляется монахами доминиканцами, представители других конфессий имеют разрешение на богослужения в крипте, поэтому и совместные службы здесь также не редкость. Огромное количество людей, говорящих на всевозможных языках, приезжает в Барии, чтобы поклониться Св. Николаю. В крипте у гробницы Святого стоит особая молитвенная тишина - христиане из разных стран молятся в духовном единстве. Необыкновенное волнение охватывает от возможности прикоснуться к великой христианской святыне. В Базилике находятся не только общехристианские святыни, но и образы Св. Николая из России. Самая старинная из икон – образ Святителя Николая, написанный в XVIII в. иконописцами Тверской школы.
В восточном приделе крипты находится Православный иконостас, предназначенный исключительно для православных богослужений. Иконы написаны Хорватским иконописцем. В настоящее время придел используется в основном для служб румынской православной общины. У гробницы горит лампада в форме лодки с сидящим в ней Св. Николаем. Лампада постоянно горит перед ликом Спасителя. Считается, что семья Св. Николая владела рыболовецким флотом, и что сам он был умелым моряком — ведь он является главным покровителем всех мореходов. Унаследовав состояние родителей, Св. Николай отдал большую часть его на благотворительность.
Автор очерка присутствовала на литургии в крипте Святителя Николая 24 сентября 2015г., проводимой архимандритом Антонием (Севрюком), секретарем Администрации приходов Московского Патриархата в Италии, настоятелем храма святой Екатерины в Риме, и священнослужителями Русской Православной церкви для всех православных христиан, желающих исповедоваться, причаститься и приложиться к мощам Святителя. Господь подарил мне возможность поклониться мощам Святителя и Чудотворца Николая, а также помолиться за всех близких, за Отечество и за наш приход церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, приложившись к бесценной святыне.
В Бари, в районе Каррацци (итал. Carrassi), также есть русское подворье с Никольской церковью (итал. La Chiesa Russa di Bari), построенной в нач. XX в. на деньги россиян для нужд паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси Святых. Храм и странноприимный дом, построенные по мотивам средневекового псковско-новгородского зодчества, производят величественное впечатление. Местные жители традиционно называют этот комплекс «Русская церковь». На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Св. Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли был построен комплекс Подворья. Архитектурный комплекс был в целом возведен к началу XX столетия и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях Первой мировой войны. Русскому храму Св. Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Русское Подворье с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя. Но XX-е столетие внесло свои коррективы в духовную жизнь России, и лишь в конце уходящего века всё стало возвращаться на круги своя.
В ноябре 1998 г. было подписано Соглашение Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с мэром г. Барии, господином С. Ди Каньо Аббреша об открытии Подворья Московского Патриархата при храме Св. Николая Чудотворца в Бари. Цель проекта - развитие всесторонних духовных связей между Россией и Италией, а также окормление русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К началу нового века было воссоздано убранство храма Св. Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни. 1 марта 2009 г. храм в честь Святителя Николая (1913 -1917г.г. Арх. А. В. Щусев) вместе с подворьем Русской Православной Церкви в Бари были переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
Мои впечатления от посещения святынь Барии были бы не столь яркими без исторического контекста тех событиях, которые происходили в течении столетий вокруг мощей Св. Николая.
Долгое время считалось, что Святитель Николай скончался 6 декабря 342 г. (по некоторым данным – 345г. - прим. авт) в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранялись нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. Новое исследование жизни одного из самых почитаемых христианами святых Николая Чудотворца, позволило точно определить годы рождения и смерти святого. По мнению агиографа Александра Бугаевского, благодаря сопоставлению событий из древних текстов, святитель Николай умер в 334 г. Архиепископ Николай прожил около 75 лет, следовательно, родился он в 260 г. Как известно, он родился в городе Патары в Малой Азии (ныне территория Турции) и с детства преуспевал в изучении Божественного Писания и в молитве. Он стал священником, а затем и архиепископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных Святителем Николаем, но и его необычайного милосердия. После смерти Святителя его тело сохранилось нетленным. Как гласит легенда, люди, приходившие помолиться святому у его мощей, исцелялись.
В 2005 г. группа британских учёных попыталась реконструировать по черепу внешний облик Святого Николая: он был крепко сложен, рост примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Судя по иконографии, данное описание соответствует изображению Святого Николая.
В V в. император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Барии. В этом году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских. Они объясняли свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. 62 мореплавателя из Бари отправились в Миры, где под видом паломников проникли к гробнице святого и открыли ее. Мощи Св. Николая источали миро. 20 апреля купцам удалось отразить сопротивление греческих монахов и перенести мощи на корабль. В мае 1087 года корабль достиг берегов Бари. Первоначально, предполагалось разместить мощи в кафедральном соборе, но затем было решено построить специальный храм. В июле того же года начались работы по воздвижению новой Базилики. В 1089 году мощи Святителя были положены в крипту (подземную часовню - прим. авт.) новой Базилики, где мощи находятся и по сей день. Усыпальница Св. Николая, освященная папой Урбаном II, - одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре.
Небольшая часть мощей до сих пор хранится в Турции, в храме святого Николая в Демре, так как все мощи барийцы похитить не успели. Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях и в Бари, и Венеции. Изыскания доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету. Поначалу праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных.
Христиане верят, что Николай Чудотворец и сейчас совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям, являясь покровителем всех рыбаков, моряков, путешествующих и странствующих.
С приходом христианства на Русь в 988 г. архиепископа Мир Ликийский о. Николая стали ласково называть Угодник или Чудотворец – чудеса творит и угождает христианам в их молитве. По церковному календарю торжества в честь святителя Николая совершаются дважды в год: 19 декабря — в день его кончины, и 22 мая — в память перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари. В народе эти праздники именуются «Никола зимний» и «Никола летний». Есть ещё один праздник - 29 июля (11 августа) — рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII—XVIII в.в. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 г. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом (ок. 1098 года).
Святитель Николай известен и славен во всех христианских народах, ибо, как сказано в его житии, «знает великого чудотворца сего Восток и Запад». Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава. За пределами итальянского города Бари католиками этот праздник почитается реже. И все же почитание Святителя в России совершенно особенное. В России почитание «повсюду чествуемаго» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Имя Николай вплоть до начала XX в. было одним из самых популярных при наречении младенцев.
«Град Барский» или «Бар-град», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца.
В 1459 г. совершилось первое известное паломничество в Бари — монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основывает монастырь на реке Улейма близ Углича. К 1683 г. относится первая запись в архивах базилики св. Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti, «московиты». Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев. В 1717 г. перед возвращением в Петербург на суд отца, побывал здесь и царевич Алексей Петрович (каноники базилики даже повесили мемориальную доску в память о визите царевича). Подробно описал в 1724 г. базилику и гробницу Чудотворца неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся». Этот текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей.
Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем. В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу.
В Барии побывал и Цесаревич Николай, будущий российский император Николай II. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей он оставил запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». Сохранилась икона, пожертвованная царем. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, – это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая.
И сегодня, в новой России, во многих семьях обязательно есть образок Святого Николая. Вот какую оценку этого явления дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай-чудотворец… Именно в нем, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле…, образ Николая-чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости». [Священник Павел Флоренский. Сочинения, т.II. 1966., С.405.]
Русский паломник в Бари и паломничество в Бари – явление не исключительное. Барийцы уважительно относятся к любви русского православного христианина к Святителю Николаю. Русская Православная Церковь избрала Бари центром своего постоянного духовного присутствия в Италии, мостом, связывающим духовные традиции наших народов.
В крипте на мощах святителя Николая служатся:
- православный молебен с акафистом святителю Николаю по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.00.
- православная Божественная литургия каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.00.
Corso Benedetto Croce, 130, 70125 Bari, Италия
Piazza san Nicola
Basilica di San Nicola
Миро можно приобрести в небольшом магазине при Базилике. Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются.
Сутягина Людмила
Октябрь 2015г.