Пятница, 10 Января 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Третья неделя по пасхе: неделя Святых жен-мироносиц и Святых Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

-  Жёны-мироносицы – прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: (Мф.28:1); (Мк.15:40, 16:1); (Лк.24:10); (Ин.20:1-2, 11-18). Мироносицы – носящие миро. Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. В этом, 2019 году – это 12 мая.

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Мироприличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

 

Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!».

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Церковь восхваляет лучшие качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Не все имена этих жен-мироносиц нам известны. Евангелисты и Священное Предание сохранило нам имена семерых женщин: Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим, а также Сусанна, о которой нам ничего не известно.

Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен. В числе мироносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матери семейств, которые, будучи увлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопутствуя Господу вместе с другими женщинами в заботах о Нём. Жены-мироносицы стояли y подножия креста Христова, приливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. И даже в последние минуты земной жизни Христовой, когда и Божия Матерь, и святой Иоанн Богослов отошли от креста, святые женщины не отступили от Распятого Спасителя. Вместе с Никодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они участвовали в погребении своего учителя. И они видели, как это погребение, совершавшееся поспешно ввиду приближения праздника еврейской пасхи, не было завершено возлиянием ароматов на бездыханное Тело дорогого усопшего. Они проводили субботу в тревоге о том, успеют ли они в субботу вечером, по окончании праздника, приобрести миро и другие ароматы и завершить незаконченное: возлить ароматы на Тело Господа Иисуса Христа.

Господь Спаситель в награду за эту преданную, самоотверженную любовь жен-мироносиц первым явился им по Воскресении Своем и, явившись, сказал им: «Радуйтесь!» (Мф.28:9).

Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни – о радости жить со своим Господом в сердце; в Евангелиях Господь Иисус Христос 365 раз произносит это: «Радуйтесь!»; 365 раз – то есть на каждый день года, призывая нас к той вечной радости, какая ждет нас по окончании земного пути.

Жен-мироносиц, за их подвиг любви, Церковь почитает святыми, и, как святым, приносит им в этот день свои молитвы, прося о том, чтобы они молитвами за нас пред Престолом Божиим помогали нам, грешным, совершать свой путь к вечному спасению и воодушевляли нас к такому же подвигу.

Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь ко Господу. Истинная любовь – не кратковременный порыв нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не умаляется. Она неизменна и в радости, и в благополучии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годины болезней.

Одинаково пламенеющей была любовь y прославляемых нами жен-мироносиц и тогда, когда Господь совершал чудеса и народ славил Его и как Великого Чудотворца, и когда, униженный и избитый, Господь умирал на кресте под злобные крики воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гробе.

Святые жены-мироносицы во имя любви ко Господу принесли в жертву все те страхи и опасности, какие сопутствовали им под покровом ночи, когда они торопились к дорогому гробу усопшего Спасителя. Любовь не бывает без жертв. Истинная любовь – всегда любовь жертвенная.

Сегодня мы совершаем память жен-мироносиц. То, что знает каждый – это то, что они принесли миро к гробу Христову и поэтому называются мироносицами. И они увидели, что Христа уже нет во гробе, что Он воскрес, и стали, таким образом, первыми свидетельницами воскресения. Это – самое главное.

Это так, и то, что обычно люди знают. Но если бы только в этом заключались их добродетели, то вряд ли бы, во-первых, их так вспоминали, во-вторых, этого все равно не могло бы быть. Потому что, чтобы оказаться первыми у гроба Христова, надо было до этого, еще при земной жизни Спасителя, жить по-другому, не так, как другие люди.

Известно, что они жили по-другому, об этом говорится в Евангелиях, что они были ученицами. Но постоянно следовать за Христом они не могли. Да, следовали, ходили в каких-то ситуациях, кто-то из них, но не все. В основном рассказывается много о других случаях, когда только ученики мужского пола идут за Христом. И особенно это касается длительных путешествий, которыми наполнена евангельская история.

Где же были эти женщины, чем они занимались, кроме того, что внутренне они были учениками Спасителя? Мы не всегда можем об этом сказать. Что-то можем знать о Марии и Марфе, которые были сестрами Лазаря, потому что это была такая семья, которая жила в Вифании, ближайшем пригороде рядом с Иерусалимом, где Христос останавливался. Про других ничего неизвестно. Но по косвенным данным понятно, что это были женщины в основном довольно богатые, которые могли давать от своих имений что-то на содержание учеников.

Хотя внешне группа учеников, которая была с Иисусом, была во многом схожа с другой группой учеников – группой Иоанна Предтечи, но в чем-то было отличие. Те, которые были с Иоанном Предтечей, были аскеты, которые почти ничего не ели. Сам Иоанн Предтеча питался в пустыне акридами и диким медом. А про учеников Спасителя сказано, что они едят, пьют как все, несмотря на свой страннический образ жизни и только случайную разовую работу (например, рыбная ловля). Они жили подаянием. И подаянием они жили неплохо, не за счет того, что они встречали время от времени каких-то благодетелей, а за счет того, что у них были постоянные благодетельницы.

Именно многие жены-мироносицы были теми, кто содержал учеников Спасителя. Кроме того, Жены-Мироносицы являют собой пример того, что женщины могут и должны делать в Церкви. Потому что если говорить о служении женщин в плане административном, то они могут делать очень мало. Конечно, бывают игуменьи монастырей, но основная власть по церковному уставу принадлежит епископам, а затем клирикам, которые могут быть только мужчинами.

Но служения бывают различными. Важно, что оказалось – это стало видно в критической ситуации, когда Христа распинали и распяли, – что именно женщины образовали единый организм, наиболее прочный, когда другие разбежались. Женщины, в отличии от мужчин-учеников, практически за Христом не ходили. Конечно, были и те, кто постоянно следовал за Ним, но, например, Иоанна, жена Хуза точно никуда не ходила далеко, потому что она оставалась преимущественно в своем доме. А когда опасность оказалась велика, то именно они подвергли себя риску, а ученики разбежались. И потому их подвиг высок. Оказалось, что ученики, кроме Иоанна, не самые прочные. А эти женщины оказались самыми прочными.

И о другом очень важном подвиге сегодня мы вспоминаем ― о подвиге тайных учеников, об Иосифе и Никодиме. Это были люди высокого положения. Из-за этого они не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил к Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными, но не могли эту свою приверженность Спасителю, это послушаение Ему выражать открыто, потому что это открытое выражение, общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им, ни апостолам. Но, будучи тайными учениками, они могли многое делать, и старались делать. В тот момент, когда достигли они некоего момента истины, когда уже всякие человеческие мысли о целесообразности сохранять тайну ушли, Иосиф с Никодимом просят Тело у Пилата, снимают Спасителя с Креста, видимым образом отождествляются с Ним, принимая на себя весь этот крестный срам, весь этот крестный позор, все это крестное уничижение, поставляют себя как бы вне той самой общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая Тело Господа своего.

Если почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто творит безымянный труд, если пример жен-мироносиц заставляет нас с благодарностью и уважением относиться к любому труду, то пример тайных учеников учит нас воздерживаться от осуждения. Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют «тайные ученики» Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто просить Тела у Пилата, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.

Вспоминая святых жен-мироносиц, с благодарностью вспомним наших женщин-христианок, несущих невидимый, иногда внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о «тайных учениках» Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но и в тайне своей совершают добрые дела и ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя всех нас умудрит и поможет нам со вниманием и любовью, и с признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию.

Этот евангельский пример Служения показывает разнообразие служений, даже в самой маленькой, самой первой христианской общине, которая по размеру была едва ли больше нашего прихода. Скорее даже меньше, чем больше. И можем выбрать что-то и для себя, и должны выбрать - быть в Церкви.

Но что значит, быть в Церкви? Это не значит, что достаточно время от времени в церковь заходить, может быть, даже молиться и испытать от этого какое-то душевное облегчение. Все это в какой-то степени и хорошо, но христианами от этого еще никто не сделался, этого недостаточно. Членами Церкви можно стать только тогда, когда есть регулярные причащение и исповедь. Делается это постепенно. Конечно, сразу, ни с того, ни с сего, никто не может начать причащаться и исповедоваться. Для этого надо изменить свою жизнь, чтобы все время жить в этом ритме, постоянно проверять свою совесть и таким образом готовиться к исповеди.

И когда это произойдет, формально и внешне мы станем членами Церкви, а внутренне еще пока непонятно, будем ли мы членами Церкви или нет. От чего это зависит? Здесь как раз пример Жен-Мироносиц многое может объяснить. Он показывает, что христианство состоит не в том, чтобы как-то особенно отличаться от всех прочих людей, которые знают, что мы ходим в церковь. Надо прийти в Церковь, но прийти смиренно, понимая, что если мы и приобщаемся к какому-то великому и сокровенному знанию, то не таким образом, что мы его уже узнали. Вот так надо потихонечку идти, чтобы никто особо не видел, как Жены-Мироносицы шли за Христом, на них никто особо внимания не обращал.

Христиане идут за Христом так, чтобы на них обращали как можно меньше внимания. Идти за Христом так, чтобы снаружи это было незаметно, но идти неуклонно, не останавливаясь, — вот тогда человек становится христианином.

Послушание (вслушивание) Евангелию и совести, жертвенная любовь – вот главные принципы стяжания Царствия Небесного. Без послушания не стяжать его, ведь именно преслушанием оно было потеряно. А без любви нет и самопожертвования – жить и трудиться во имя блага ближнего.

И начать можно в любой момент, с того места, где человек находится сейчас. Кто находится в Церкви, тот начнет как христианин исправляться. Кто не находится в Церкви, все равно начнет исправляться и подходить к тому, чтобы в Церковь войти.

Примеры Святых жен-мироносиц и Святых Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима научают нас этому.

По материалам портала ПРАВМИР.

Подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх