Второй день после Рождества - называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.
В празднование Собора вспоминается память, кто по плоти был близок к Спасителю:
- святого Иосифа Обручника,
- царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа),
- святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.
Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.
Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа. И сама Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца – ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).
Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Эта проповедь была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.
Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида – святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова.
Иллюстрация: Икона «Собор Богоматери». Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва.
Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества:
«Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».
В центре композиции, на фоне темно-зеленых горок, на оранжевом троне с прихотливо изогнутой спинкой, с белыми занавесками, восседает Богоматерь.
Она поддерживает у груди изображение младенца, в двухцветной восьмиконечной славе.
Слева — волхвы (надпись: «волхв[ы] кланяються»);
ниже, справа — полуобнаженная фигура — олицетворение земли (надпись: «земля верт[еп принесоша]»);
слева — полуобнаженная фигура пустыни (надпись: «пустыня ясли даеть»).
Внизу певцы в белых одеждах с черными каймами и Козьма Маюмский, читающий книгу.
Над горками — ангелы, изображенные без крыльев, и пастыри,
В правом нижнем углу — фигура юноши, без нимба, переданная в сильном движении (надпись: «[ко]ля[да] (?)»).
На фоне, в верхних углах — поясные Никола и Варвара.
По материалам открытых источников – Татьяна Невская, катехизатор