Четверг, 21 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Раздумья священника

Через много лет после казни св.Иоанна Крестителя сосуд с его святой Главой был обретен при строительстве церкви и попал в руки благочестивому вельможе Иннокентию. Перед своей кончиной, чтобы святыня не была поругана иноверцами, он скрыл ее в том же месте. С годами церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение… В дни императора Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, явился св.Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной Главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, доверив нести драгоценную ношу незнакомому горшечнику. Тому явился Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков. В семье горшечника честная Глава передавалась из поколения в поколение, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от Главы, он совратил множество людей в ересь. Кощунство открылось, и он бежал, закопав святыню близ Емессы в пещере, где поселились иноки, а со временем возник монастырь. В 452 году архимандриту Маркеллу Предтеча указал в видении место сокрытия своей Главы. Вторично обретенную святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь… Ныне святыня хранится в Студийском Предтеченском монастыре, а части ее - в Риме и на Афоне.

Предтеча Господень Иоанн Креститель - личность могучая, неустрашимая. Он остался верен Христу до своего смертного конца, не запятнав себя ни неверием, ни отречением, ни предательством. А люди нынешнего века?.. Способны ли мы на такую жертвенную любовь? - Размышляет настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кировске протоиерей Станислав МАЛИНОВСКИЙ.

 

 

150 лет - на службе Господу

- Детство мое было не безмятежным, но удивительно прекрасным. Возможно, так было оттого, что по маминой линии почти все были священники, и их молитвами хранился наш род. Я как-то решил подсчитать, как долго род наш служит Богу, - оказалось около 150 лет, а это не- сколько поколений. И я, отслужив в армии, поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. У меня не было другого образования и профессии, не было духовных метаний - так управил Господь. Я ведь, будучи еще подростком, трудился в алтаре сначала во львовской церкви Благовещения, потом в Преображенском соборе - подавал кадило.

- В школе терпимо относились к тому, что вы служите в храме?

- Не очень терпимо… Но ссылаться на то, что время было такое, когда невозможно было ходить в церковь, - неправильно. Да, время было непростое, но и при Советах люди крестились, венчались, причащались, освящали куличи на Пасху… Это уж у кого чего душа требовала. У иных сердце и не в благости пребывает, а душа тянет, тоскует, ибо ищет единения с Богом. Священное Писание удивительно точно о таком состоянии говорит: "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6.21).

Учителя и одноклассники, конечно, задавали вопросы, и я старался ответить по-доброму. Неприятный момент был в другом: идя в храм, я прятал галстук в карман, направляясь в школу - повязывал на шею. Но пионерия дала много хорошего: нас учили дисциплине, совестливости, честности, учили любить Родину, уважать родителей, стариков, помогать им… Учили еще, что Бога нет, а вера - опиум для народа, но это я пропускал мимо ушей. Пионерская закалка очень помогла мне в дальнейшем.

 

Всяк человек есть ложь?

Хочу искренне признаться, что сейчас у меня от той детской кристальной честности мало что осталось. И я очень этим опечален. Мне часто приходится от людей что-то скрывать, недоговаривать… Да, по объективным причинам, но, быть может, это само-оправдание? Например, пришел человек в храм… и я знаю, что он крайне неприлично себя ведет по отношению к жене и детям… и надо бы поговорить с ним покруче, но… не могу я его дальше доламывать, понимаете? Он, еле-еле добредя до церкви, ищет утешения, совета. И я должен так повести беседу, чтобы укор не прозвучал как окончательный приговор, но заставил задуматься. Будить совесть надо, проливая бальзам на задубевшее сердце.

- То есть раньше вы все сказали бы прямолинейно, а сейчас ищете компромисс? Но это нормально - щадящее отношение к людям. Зачем человека добивать? Его надо сначала вытащить из трясины, обнадежить верою, а потом можно и покруче говорить.

- Может быть. Но вот такой момент: венчаются супруги… я как священник знаю, что такое Таинство венчания, понимаю всю ответственность этого шага. Мне нужно бы быть строгим и взыскательным к желающим скрепить свой союз пред алтарем, а кому-то и объяснить его недостоинство этого Таинства (пьет, гуляет, бьет жену и детей), но это бы значило поломать ему жизнь окончательно. И мне приходится быть не совсем искренним.

А исповедь?! Так болит душа после разговора с тем или иным человеком, когда знаешь, что он, придя к тебе, не был откровенен, что ушел и унес свои грехи с собой. Ибо человек хочет, чтобы его оправдали в любом случае. Вот сколько на своем веку - а я уже в сане, слава Богу, 24 года - я встречался и с женщинами, и с мужчинами… они приходят, смотрят тебе в глаза, у самих в глазах слезы, но… вперемежку со слезами много неискренности. И ты подчас смотришь в эти глаза, сопереживаешь, но знаешь, что есть у человека за душой стыдный поступок, о котором он умолчал. И знаешь также, что человек молча просит, чтобы ты был с ним солидарен… И жалеешь его - бедное, несчастное существо. Он попал в сети лукавого. И что делать?.. Существует богословская мысль: "Неужели есть камень, который Господь Бог не в состоянии поднять?" Оказывается, есть такой "камень", который Господь поднять не может, - это человек… Ибо без воли человека даже Бог не может его спасти. Человек сам должен захотеть этого и молить Отца Небесного о помощи.

- Получается, правильны слова: "Всяк человек ложь"? (Пс.115.2)

- Это воистину замечательно сказано.

- Верно ли, что человек, не познавший глубины богословия, но истинно верующий, счастливее человека, который глубины эти познал, а искренность и чистоту восприятия, быть может, утратил?

- Несомненно. Мне кажется, что блаженный Августин был очень не- счастен, ибо постоянно жил мыслью, что чем больше он познает, тем берега его познаний отодвигаются дальше. Если человек не может найти ответы на свои вопросы - он мучается до конца дней своих. И чем умнее человек, чем больше у него вопросов, чем больше хочет постичь - тем он несчастнее, ибо ему не удается этих берегов достичь. "Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Екк.1. 18).

А у меня самый счастливый момент, когда прихожу в храм, одеваю епитрахиль и становлюсь творить входные молитвы на литургию. И уходят все горести, не мучают заумные вопросы… я просто служу Господу. Люди несчастны оттого, что далеко ушли от идеального мира, дарованного Господом изначально. Они создали свой кошмарный мир - противоположный Божьему - и даже не видят, что давно идут не по той дороге. Лишь в храме мы возвращаемся к Создателю: начинается служба - и исчезает людской суетный мир…

- А по выходе из храма это утрачивается?

- Утрачивается. Даже у священников. Ибо, переодевшись в светское платье, батюшка шагает в другой мир, где ждут его мирские дела и заботы, хотя он остается священником и за свадебным столом (нередко приглашают), и при освящении офиса, и на крестинах… Просто там вступают в действия мирские законы, и батюшка вынужден быть более снисходительным и терпимым, хотя и смотрит на некоторые дела людей подчас с печалью и горечью.

 

"Богаты мы… ошибками отцов"

- Батюшка, а бывали ситуации, когда вы чувствовали себя безсильным что-либо сделать, изменить?

- И не один раз… Вот в храм приводят причащать тринадцатилетнюю Лену, больную детским церебральным параличом. Девочка передвигается только с посторонней помощью, а я смотрю на нее и понимаю, что совершенно безпомощен, безсилен помочь ей. Люди недооценивают, что могут бегать, прыгать, плавать, руками по водичке шлепать в реке, озере… А вот этот человечек - очень хороший и светлый - лишен этих радостей. И я причащаю таких детей с чувством тяжкой вины перед больными детьми, потому что их такими делают грехи взрослых людей - родителей.

Слышу возмущения: "Где справедливость? Почему невинные должны страдать и отвечать за грехи родителей? Где же Божие милосердие?" Но, дорогие мои! Ведь вы не возмущаетесь, когда слышите от врача, что такая-то болезнь у вас - наследственная. Вы не вопите: где же справедливость? Почему вы должны болеть теми же болезнями, что и ваши родители?.. Нет, вы принимаете это как должное, понимая, что с наукой не поспоришь. Почему же вы спорите с Богом и обвиняете Его в немилосердии?!

Мы все грешим, порою мимоходом, даже не замечая, не считая грехом. Масса греха накапливается в мире и давит тяжестью своей людское племя. Слабеют материнские утробы, подорванные с юности курением, алкоголем, наркотиками, распущенностью…

 

А берег истины все дальше

- Закончив Духовную семинарию и академию и прослужив уже не один год, я часто задумываюсь: а что я знаю? что смыслю, если не могу даже понять, как сотворен мир? И кто это может понять? Да, светская наука объясняет, как произошел мир. С другой стороны, есть понятие креационизма, т.е. сотворения мира Богом. И это родней и ближе. Но понятнее ли? Вот я вижу горы, реки, океаны, траву, деревья, птиц, зверей… Но как вместить в жалкое человеческое сознание, что Господь все это создал из… ничего?! Как приблизиться к пониманию этого? - Только через веру. Господь говорит: "Имейте веру Божию" (Мк.11.23) "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8.32). Значит, надо такую веру иметь, чтобы она хоть чуть приблизила нас к Богу, к делам Божиим. Вера - это жить по Божьему. Истинно верующий - счастливый человек, это аксиома. Но если у тебя ненасытные глаза и заедает суета - то какой же ты верующий, даже если ходишь в храм и выполняешь все обряды? У Екклесиаста сказано: "когда идешь в дом Божий… будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению" (Екк.4.17). "Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого…" (Екк.8.17), а потому "сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" (Екк.12.13).

Адрес: 187342, Кировск, ул.Набережная,6-а. Тел.(813)62-28-198

Записала Ирина РУБЦОВА

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх