Четверг, 28 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

19 января — праздник Крещения Господня

1Полное название праздника: Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских  заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января ст.ст.), составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…».

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и встречая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает».

 

Праздник был установлен как воспоминание евангельского события о приходе Христа на берег реки Иордан, где Он попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи на служение.

До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни: носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами. Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в грехах и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа — именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь Иисус Христос. Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

 Зачем крестился Христос?  Христос пришел к Иордану для того, чтобы креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). На это Спаситель ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

В этих словах Христа можно выделить следующее: 1. Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет. 2. Не имея ни одного греха, Господь берет на Себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.

После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершённого греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.

 Чем для нас является пример Крещения Иисус Христа?  Крещение Иоанново было крещением покаяния. А в чем было каяться Христу, если у Него не было грехов? И, понимая это, Иоанн говорит ему, что Он не должен у него креститься. А Христос отвечает, что нет, должен, «надлежит нам исполнить всякую правду». Какая же в этом состоит правда? Почему это так нужно? Если не вдаваться в подробности и не копать глубоко, то можно сказать так: Христос принимает человеческое естество в том его состоянии, в котором оно было.

А оно было в том состоянии, в котором его исказил грех. И хоть сам Он не принимает никакого греха и действительно не имел нужды в покаянии, Он говорит, что у него такое же человеческое естество, как у всех. То есть оно только одно и было человеческое естество – общее для всех людей. И оно тоже нуждается в омовении.

Если не от грехов, то от чего? Когда человек омывается от грехов, то тогда становится видно, что он есть сам по себе, и открывается путь к дальнейшему совершенству. А когда Христос омывается от тех последствий греха, которые Он принял на себя добровольно, хотя никак не был в этом виноват, то что открывается?

 В древних рассказах об этом событии (по крайней мере, Ефрем Сирин так считал и многие святые отцы) даже говорилось, что воды изнутри засияли светом. Это рассказ, который не вошел в наше Евангелие, но передавался ранними христианами настолько авторитетно, что многие святые отцы считали, что это правда. В любом случае, отверзлись небеса и был глас оттуда «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». И в символическом виде голубя явился и Святый Дух, снисходящий на Иисуса.

То есть что открылось, если очень коротко это подытожить? Открылось, что Он – Бог. И открылось Его Божество, когда были сняты те покровы, которые стали именно следствием греха и были приняты Богом в воплощении. Но потом, конечно, служение Христово продолжалось опять под этими покровами, и они еще снимались до Воскресения только один раз – во время Преображения. По крайней мере, Евангелия нам больше ни о чем таком не рассказывают.

Это говорит нам о том, чем мы являемся и чем мы должны стать. Являемся мы, конечно, не тем, чем человек является, а именно, что человек слаб, порочен и так далее. Если мы смотрим по факту, то мы действительно ничего другого не видим. Даже если мы занимаемся небольшим самонаблюдением, то есть за собой немножко проследим, чего мы хотим и что мы делаем на самом деле, то, скорее всего, мы тоже ничего другого не увидим.

Но это впечатление все равно ложное, хотя оно подтверждается всем опытом. Потому что есть некоторый другой опыт, которым оно не подтверждается. Этот опыт показывает, что внутри нас есть нечто другое, заложенное Богом, и даже более того – Сам Бог оказывается внутри нас. Причем не только когда мы придем в церковь – там уже все по-другому, там все сильнее и важнее, там уже Тело Христово прямо в нас оказывается, воплощение Бога. Но для того чтобы быть просто человеком, нам уже нужно некоторое в нас присутствие Бога, которое в Библии называется (и поэтому и у святых отцов тоже так называется) образом Божиим.

И это есть, и это нас толкает к Богу. Это не просто то, что что-то на что-то похоже. А это именно особое присутствие Бога в каждом человеке от природы. И человек может либо его развивать, помогать ему проявляться больше и больше, чтобы он весь в конце концов был этим охвачен, чему и служит христианство и что начинается с события крещения Христова во Иордане. Но может, конечно, действовать и наоборот. И тогда вместо образа Божия получается образ животный, может быть, а дальше и бесовский. Это то, что мы открываем каждый в себе.

Надо доверять Богу и надо смотреть не на свою немощь, а на силу Божию, которая в немощи совершается. И как это бывает, показал нам Христос в событии Крещения.

Богоявление.  Когда Христос стал выходить из воды, произошло чудо— в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа. Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей — Адама и Евы — из Рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение. Неслучаен был и образ голубя, в котором на Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека.

Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращение людей к своему Творцу.

По материалам открытых источников портала «Правмир»

подготовила Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх