Четверг, 28 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Готовимся к Великому Посту

 2-1Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. В течение поста каждый из нас чаще бывает в храме на службах. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа.

Чтобы эти службы проходили для верующего более осознано, чтобы быть более внимательны к ним, перед началом Великого поста православные люди стремятся больше узнать об особенностях великопостного богослужения.

И прежде всего необходимо уяснить себе, что такое пост? Для чего он предпринимается? Самое ёмкое, краткое определение, и которое подразумевалось с самого начала – это то, что пост предпринимается для подготовки ко встрече со Христом. От начала Церкви эта цель имелась ввиду. Это самое главное.

Великий пост имеет два источника: во-первых, пост предпасхальный, потому что он венчается Пасхой. И во-вторых, этап катехизации. В древней церкви крестили на Пасху, то есть Пасха была крещальным праздником: собирали группы людей, учили их, некоторых год, а некоторых и до трех лет, обучали, а крестили на Пасху. В отдельных случаях крестили и в другой назначенный день, но пасха всегда оставалась главным крещальным днем. И таким образом пост перед пасхой сливался с постом перед крещением.

 

В чем выражается пост? Коротко говоря, пост выражается в следующем: 1. аскетический подвиг – воздержание в еде. 2.В особых формах богослужения. 3.В отсутствие литургии. 4.В многочисленных земных поклонах.

Аскетический подвиг- воздержание в еде. Некоторые говорят, что пост – это и ограничение в развлечении, и меньше ходить в гости и т.п. Но устав об этом ничего не говорит. Устав очень много говорит про еду.

Здесь вот что прежде всего надо иметь ввиду: устав, которого придерживается Церковь последние тысячу лет - это устав монашеский, а приходского устава у нас в Русской церкви не существует. Поэтому здесь больше для монашествующих, т.е. для людей, по определению лишенных мирских театрально-эстрадных развлечений, хождений в гости «на чай» и т.п. И во-вторых, устав-то написан в Палестинской Лавре. Погода там не наша, это понятно: жара, и солнечных дней 350 в году, там тепло. А когда тепло, то и есть хочется меньше.

Таким образом, строгость устава определяется, во-первых, адресом – для кого – для монахов, и во-вторых – географической широтой.

Особые формы богослужения. Служба в Великий пост во многом совершенно не похожа на обычное богослужение. Это касается и Литургии, и изменения в службах суточного круга – вечерни, утрени, часы и некоторые другие службы; это и другой цвет облачения; это и другие распевы, которые употребляет хор, и многое другое, которое можно почувствовать, находясь на великопостном богослужении.

Отсутствие литургии. По церковным канонам (каноны – это правила, принятые в древности), постный день – это день, в который не служится Литургия. Литургия и пост - две вещи не только противоположные, но даже в чем-то взаимоисключающие: либо пост, либо Литургия.

На первый взгляд это может показаться странным и непонятным. На самом деле всё очевидно, и по-другому и быть не может. Потому что, пост есть подготовка к встрече со Христом, в том его главный смысл. А Литургия - это сама встреча. Либо мы готовимся к встрече со Христом, либо мы встречаемся с Ним. Одновременно делать никак невозможно. Очевидным образом это не может совпадать - одновременно и готовиться, и встречаться с Господом. То есть либо пост, либо Литургия.

Поэтому по настоящему постным днем в каноническом смысле может считаться только такой день, в который не служится Литургия. Очень важно это понять – отсутствие Литургии отличает Великий пост от всякого другого времени года.

Может возникнуть вопрос – а в другие посты года? В Петров, Успенский, Рождественский? На практике никаких постных особых служб в эти посты нет. То есть литургически это не отражается никак, к сожалению. Кстати, среды и пятницы в течение года тоже не выглядят богослужебно как постные. А если бы выглядели, то было бы легче поститься в среду и в пятницу. Когда-то так было, но потом почему-то Церковь отошла от этого.

Земные поклоны. В Великий пост очень много земных поклонов. Это сразу заметно. Но по уставу их положено на много больше чем делают сейчас на службе в церкви. То есть на службе делают некоторую, небольшую часть тех поклонов, которые уставом заложены. Вот, например, по уставу полагается 300 земных поклонов только на службах, без учета келейных. Келейные – это личная программа каждого. И опять надо иметь в виду, что устав – монашеский.

Итак, пост выражается в воздержании в еде, в особых формах богослужения, в отсутствие Литургии, в земных поклонах. Это наиболее яркие моменты.

Может возникнуть вопрос – все ли поклоны в храме во время Великого поста заменяются на земные? Например, не будет ли фарисейством при входе в храм класть именно земные поклоны?

Да, постная служба отличается тем, что все поклоны становятся земными. Однако, в уставе не написано, как нужно кланяться при входе в храм – земной поклон класть или поясной, но логика в этом есть, потому что земной поклон - это атрибутика Великого поста. Если человек привык при входе храм просто кланяться, то в Великий пост логично класть земные поклоны.

И остается в силе, и в уставе написано прямым текстом, что в воскресные дни земные поклоны не положены. И поскольку воскресный день в церкви начинается с вечера, то на вечернем субботнем богослужении земные поклоны тоже не положены.

Продолжительность Великого поста. В богослужебных книгах Великий пост называется Святой Четыредесятницей. Действительно, Великий пост продолжается сорок дней: начинается с понедельника первой седмицы и заканчивается в пятницу шестой седмицы.

Но дело в том, что мы имеем не один пост, а два: Великий пост, который называется Святой Четыредесятницей и Страстная седмица. Страстная седмица – это еще один пост. Можно сказать, что Страстная седмица – это непосредственно Пасхальный пост, который вырос из подготовки к Пасхе. А Четыредесятница – это этап катехизации, время, когда оглашенных готовили ко Крещению. В народном сознании эти два поста не разделяются. А на самом деле они очень различаются по своему содержанию и по структуре.

Великий пост или Четыредесятница. Он состоит из пяти полных седмиц, а шестая седмица - только до пятницы. Лазорева суббота уже в Великий Пост не входит. Стоит особняком также, как и Неделя Ваий – народное название «Вербное воскресение». И Лазорева суббота, и Неделя Ваий – отдельные праздники. Эти дни как бы переходные - от одного поста к другому. И сразу после них вступает в силу Страстная седмица, то есть второй пост. Собственно, постными на страстной седмице можно считать только три дня – Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда. С Великого четверга начинаются Пасхальные торжества: сначала переживание Церковью страданий Господних, Его крестной смерти, пребывание Его во гробе, и только потом – Светлое Христово Воскресение, то есть Пасха – это несколько совершенно особенных, каких в церковном году больше нет, дней.

Итак, полная структура Великого поста такова: Четыредесятница, потом два отельных, но связанных между собой праздника и Страстная седмица. Да и сам праздник Пасхи тоже не ограничен одним днем Светлого Воскресения. В торжественные дни, как мы видим, вошли и Великий Четверг, и Великая Пятница, и Великая Суббота.

Проблема Литургии в дни Великого поста. Главная проблема Литургии явно просматривается: либо пост, либо литургия. Поэтому строго в каноническом смысле все воскресения Великого поста не постные. Не потому, что скоромное можно есть, а потому что служится Литургия. Раз Литургия служится, значит мы встретились со Христом, а если встретились – то какой же это пост?

По воскресениям Великого поста служится Литургия Василия Великого, и поскольку воскресений пять, то количество таких Литургий тоже пять.

Почему только в постные воскресения служится Литургия Василия Великого, а в обычные нет? Потому что Литургия Василия Великого была главной литургией Константинополя тысячу лет назад. И поскольку наша традиция богослужебная Константинопольская, то и всё что к ней относится, относится и к нам. В Константинопольской Церкви Литургия Василия Великого была главная. Что значит главная литургия? Это значит, что она служилась по воскресениям, а в другие мене значительные дни служилась вторая Литургия – литургия Иоанна Златоуста. Она вторая и по времени создания, и по своему значению, второстепенная.

Со временем эта ситуация изменилась; в обычное время по воскресениям также служится литургия Иоанна Златоуста. Но в Великий пост Церковь возвращается на более чем на тысячу лет назад, и служится Литургия Василия Великого.

Что такое Литургия Василия Великого и чем она отличается от Литургии Иоанна Златоуста? Для обычного прихожанина почти не чем. Потому что ось Литургии – это молитвы, которые читает священник, как правило, про себя или очень тихо. Мы эти молитвы не слышим. Для священника это разные молитвы: или молитвы литургии Василия Великого или литургии Иоанна Златоуста. Но вот сам порядок Литургии не меняется – это Литургия Константинопольского чина, который был принят в Константинополе и унаследован Русской Церковью.

По субботам в Великий пост служится Литургия Иоанна Златоуста, тоже пять раз за весь пост, и также субботы не считаются постными днями.

Что же остаётся для поста? Только будние дни. По-настоящему постными можно считать только будние дни Великого поста. Следовательно, и дней поста вовсе не сорок, а меньше.

Итак, будние дни, Литургии нет, но в некоторые будние дни все-таки служится Литургия Преждеосвященных Даров. Что это такое? А это компромисс. Очень давно Церковь разработала этот компромисс. Между чем и чем? Между тем, что в постные дни нельзя служить Литургию и тем, чтобы была всё-таки возможность причащения.

Литургия Преждеосвященных Даров на самом деле не Литургия, ее так называют, потому что она немного похожа на настоящую Литургию. Не Литургия, потому что на ней не приносится бескровная жертва, Таинства не происходит, а происходит Причащение. Только Причащение; поэтому Литургия Преждеосвященных Даров, с канонической точки зрения, не противоречит посту.

В какие будние дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По Иерусалимскому уставу Литургия Преждеосвященных Даров служится всегда по средам и пятницам всего Великого поста и еще в некоторые дни – когда бывает какой-то праздник: память великого святого или престольный праздник, или ещё какой-то. Тогда и назначается дополнительная Литургия Преждеосвященных Даров.

Службы суточного круга. Полунощница. В большей степени эта служба келейная, не церковная. Её можно совершать в церкви, но как правило, она келейная, домашняя.

Далее - Утреня. Заметных особенностей нет.

Потом - служба первого, третьего, шестого и девятого часов, все подряд, служатся в Великий пост. Такая вот особенность Великого поста, потому что в обычные дни такого не бывает, чтобы читались все подряд.

Изобразительны. Это такая маленькая служба, которую читают в дни, если нет Литургии в этот день, то есть как раз в постный день она и появляется.

Вечерня и великое повечерье. Особенностей ярких тоже нет.

Чем этот суточный круг отличается от обычного? Ну, конечно отсутствием Литургии. Литургии здесь нет.

Время совершения служб. Утреня – это предрассветная служба, начинается до рассвета, а заканчивается на рассвете, то есть очень рано. В течении дня читаются службы 1 часа, 3-его, 6-ого, 9-ого.

Что это за отсчет - 1 час, 3 час, 6 час, 9 час? А это часы после восхода солнца. Солнце восходит – начался день: 1 час, 2-ой, 3-ий и так далее. Только в некоторые из них есть служба, например, во 2-ой час нет службы, т.е. сам час есть, а службы нет. Почему именно в эти часы? Это отдельный разговор. А пока – что такое, например, 9 час? Это, если солнце взошло в 8 часов, то 9-ый час – это 17-ый час. После 9-го часа читаются изобразительные, потом вечерня – предзакатная служба. И великое повечерье – это молитвы на сон грядущим.

О Литургиях Великого Поста. Всего три разновидности Литургий: это Литургия Василия Великого, Литургия Иоанна Златоуста и Литургия Григория Двоеслова (другое название Литургии Преждеосвященных Даров).

Литургия Василия Великого служится по воскресеньям, пять раз за Великий пост. За Страстную Седмицу – ещё два раза – в Великий четверг и в Великую субботу. Это уже семь. И еще три раза: это в День памяти самого Василия Великого – 14 января по новому стилю, и в навечерия двух праздников Рождественского цикла – это под Рождество Христово и накануне Крещения. Всего Литургия Василия Великого совершается в Православной Церкви 10 раз в году.

Святитель Василий Великий – почему он так важен для нашей Восточной Церкви?

Как известно, в 4 веке Римская империя распалась на Восточную Римскую империю и на Западную Римскую империю. Римская империя – это как раз ареал распространения христианства. Конечно, за её пределами христианство тоже распространялось. Но в основном в Римской империи. Столицей Восточной империи был Константинополь.

Василий Великий жил в 4 веке и был чрезвычайно активным епископом. Он занимался собиранием Церкви. В четвертом веке было много еретиков самых разных видов. Еретики всегда стремятся отделиться от Церкви и увлечь за собой как можно больше народу. А Василий Великий собирал Церковь, объединял, боролся с ересями и в этом сильно преуспел. Он никогда не был епископом столичного города Константинополя, а был епископом Кесарии Каппадокийской. Это в Малой Азии. Однако несмотря на то, что он не был столичным епископом, его авторитет и влияние распространялись на всю Восточную часть империи.

Поэтому даже в Константинополе служится его Литургия – Литургия с его молитвами.

Для нас она необычна, потому что служится только в особо торжественных случаях, то есть редко.

Литургия Преждеосвященных Даров. Литургию Преждеосвящённых даров называют еще Литургией Григория Двоеслова. Она служится, как известно, в будние дни недели: по средам и пятница каждой седмицы Великого поста. Седмица – это семь дней недели. Сколько в посту седмиц? Шесть. И на каждой в среду и в пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров.

Что есть Литургия Преждеосвященных Даров по сути своей? Это возможность причащаться в постный день. По Иерусалимскому уставу она служится не каждый день. А вот в древности в Константинополе она служилась каждый день.

Откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу? Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнцев больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню.

Но лишь в 6-ом веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста.

Как мы знаем, полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.

Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница?

Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню.

Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды.

Дары освящаются заранее, то есть причащение заранее освященными Дарами. Освящаются же эти Дары в последнее воскресение – когда служится Литургия Василия Великого: одновременно освещаются несколько Агнцев, и они сохраняются до нужного дня.

Песнопений на Литургии Преждеосвященных Даров крайне мало. Почему? Потому что в древних службах вообще было очень мало песнопений. Если сравнить с современным состоянием гимнографии, то их, можно сказать, вообще не было. В древней Церкви было очень скудное песнопение. Вот и на Литургии Преждеосвященных Даров очень мало песнопений. Фактически вот эти два:

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя … » (псалом 140) и «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат…» (древний гимн), да ещё некоторые.

Литургия Преждеосвященных Даров должна служиться в вечернее время. Почему? Это важно понять.

Для Литургии Преждеосвященных Даров назначено время, назначен вечерний час – вечернее причащение. Почему вечернее – потому что пост с точки зрения церковных канонов означает ничего не есть какое-то время. Мы думаем, что пост – это когда картошку можно, а колбасу нет. Ничего подобного. Пост – это когда ничего не едят. Например, у нас, в современной церковной практике есть такой пост перед причастием. Это неважно, сколько он продолжается; это не важно, что львиная часть времени приходится на ночь, на время, когда мы спим. Не в этом дело. А важно, что он совершенный пост. Чтобы подготовиться к встрече со Христом нужно совершать вот такой полный пост, пусть даже хотя бы какое-то время.

Поэтому в постный день нет Литургии и нет трапезы. Вечером, когда день заканчивается, можно поужинать. Если совсем ничего не есть сорок дней, можно умереть с голоду. Поэтому, по уставу, не ешь в течение дня, а ужин всё-таки сохраняется. Теперь понятно, с точки зрения служебных книг и традиций, почему вечером причащаешься: весь день в посте, а вечером причастись, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров.

Поэтому первым песнопением Литургии Преждеосвященных Даров является псалом 140, главный вечерний псалом, и его главные слова такие: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя».

Этот псалом всегда поют на вечернем богослужении, очень выразительно поют. Избранные стихи 140 Псалма «Да исправится молитва моя» наполняются здесь необычайной значительностью. Они поются перед Царскими Дверьми, их слушают на коленях. в образе кадильного дыма, восходящего от земли к небу, мы переживаем всю реальность этой исходно вечерней Литургии с ее покаянным, углубленно молитвенным настроением.

После «Да исправится…» перед уже освященными Дарами совершаются три земных поклона, при этом читается великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Далее, конечно, песнопение: «Ныне Силы Небесные», которое принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста.

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!).

Это очень древнее песнопение. Раньше шестого века написана. Никто не знает, кто автор этого замечательного песнопения. Когда поется этот гимн или песнь? Во время Великого входа. Великий вход (перемещение Святых Даров с жертвенника на престол) на Литургии Преждеосвященных Даров отличается от Великого входа на «обычной», или полной, Литургии: в данном случае в алтарь вносится не предложение, т.е. не просто земное вещество, которому только предстоит стать Плотью и Кровью Господа, а именно Его Плоть, можно сказать — Он Сам.

Поэтому «Херувимская» заменяется песнопением «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». Об этом мы читаем уже в богослужебных рукописях 7-ого века. «Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится» — жертва не в будущем совершится, а уже совершена.

Итак, совершенная жертва торжественно вносится в алтарь. Все присутствующие в храме при этом кладут земной поклон. После «Отче наш…» и возгласа «Преждеосвященная Святая святым» в алтаре совершается раздробление Агнца, причащение духовенства. Затем причащение мирян.

Кстати, есть очень интересное действие, которое Уставом не предусмотрено, но совершается на практике: после Великого входа диакон закрывает завесу лишь наполовину. Подумать только: из всех богослужений суточного (да и годичного) круга такое неполное закрытие завесы бывает только на Литургии Преждеосвященных Даров! Литургисты так объясняют смысл этого действия: с одной стороны, после Великого входа алтарь символизирует запечатанный гроб Христа, потому завеса должна быть закрыта. С другой стороны, необходимо, чтобы верующие имели возможность видеть Дары на престоле, для чего завеса должна быть открыта.

На полной Литургии завеса после Великого входа сначала закрыта до «Верую…», а затем отверзается и остается открытой до причащения духовенства.

На Литургии Преждеосвященных Даров промежуток от Великого входа до причащения духовенства — очень короткий, потому в итоге выбран компромиссный вариант: завеса и частично закрыта, и частично открыта.

За Литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев, неспособных еще принять частицу Тела, но лишь каплю Крови — потому, что вино с водой в Чаше не есть Кровь Господа, оно не прелагается, частицы Агнца — Плоти Христовой — опускаются просто в вино с водой. Именно поэтому священнослужитель, потребляющий Святые Дары в алтаре, не испивает из Чаши сразу по причащении.

Но есть и другая точка зрения: греки считали, что преложение вина в Кровь совершается посредством вложения в Чашу частиц Агнца. Потому на греческом Востоке из Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются священнослужители, и есть практика причащения детей.

После причащения мирян вместо более привычного нам песнопения «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» мы слышим «Хлеб небесный и чашу жизни».

Примечательно также и то, что меняется заамвонная молитва: вместо «Благословляяй благословящия Тя…» священник читает «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова:

«Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…».

 

О других особенностях богослужений в Великий пост - о содержании воскресных службах Постной триоди; о каноне Андрея Критского и другое – читайте в продолжении.

Татьяна Невская, катехизатор.

По материалам открытых источников

портала ПРАВОСЛАВИЕ.РУ

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх