Святая Православная Церковь продолжает праздновать Святую Пасху.
19 мая – Неделя о расслабленном. В этот воскресный день Церковь предлагает в наше назидание евангельский текст об исцелении Спасителем расслабленного, как будто не имеющий прямой связи с событием Воскресения Христова. Спаситель исцеляет человека, который на протяжении тридцати восьми лет был одержим тяжкой, неизлечимой болезнью – параличом. Разговаривая со Христом, больной даже не просит Его о помощи: этот несчастный продолжал надеяться на Божие чудо, но не имел сил даже просить о нем. И в своем абсолютном бессилии он неожиданно получает то, на что надеялся.
Чудесное исцеление – это обновление поврежденной человеческой природы, явление славы Божией на человеке. Исцеление – это пусть даже частичное, временное, но торжество над тленом, страданием и смертью, а значит, в некотором смысле, и прообраз воскресения. Воскресение – это самое сверхъестественное изменение человеческой природы, какое только можно себе представить.
Евангельское чтение об исцелении расслабленного призвано напомнить нам, что Воскресение Христово– это врачевство, средство исцеления нашего бренного мира, разбитого параличом греховности и отпадшего от Бога.
Неделя о расслабленном — четвёртая Неделя (воскресенье) по Пасхе в Православной церкви. Название этого дня происходит по причине того, что за литургией читается Евангелие от Иоанна (Ин. 5:1-15) об исцелении Иисусом Христом расслабленного в Иерусалиме, при Овчей купели, именуемой Вифезда. О ней говорится, что она имеет «пять притвор», то есть пять портиков с колоннами. Она служила в основном для того, чтобы большие толпы паломников могли быстро совершить омовение и таким образом быть допущенными на территорию храма. Одна большая купель была с севера, а другая – Силоамская – с юга. И на каждой из них происходило какое-то чудо: чудо о слепом, которое мы тоже вскоре будем вспоминать, — оно как раз совершилось на южной купели Силоамской. Все это вблизи храма.
38 лет, говорит Евангелие (Ин 5:1–16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: “Хочешь ли быть здоров?” Больной отвечал Ему: “Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня”. Иисус говорит ему: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”.
Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах, которые звучат в этот день в Православной церкви. В них душа каждого человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить и исцелит лишь один Бог — Иисус Христос. Христос исцеляет любые болезни не только телесные, но и душевные, от человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем. Поскольку покаяние невозможно без исправления.
В переводе на русский кондак праздника звучит так: «Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: “Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!”».
Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.
Евангельское чтение дает нам возможность именно сегодня подумать о том, есть ли какой-нибудь смысл в человеческих болезнях. Может быть, это просто неудачное стечение физических или генетических обстоятельств, следствие житейских неудач? Или, может быть, болезнь — это бессмыслица?
У святого Василия Великого мы находим замечательные слова: «Поражается тело, чтобы спасалась душа». Это и есть ответ всем тем, кто не видит смысла в болезнях и в скорбях, кто считает это случайностью, недоразумением или просто следствием недостаточного развития медицинской науки, которая в представлении таких людей будет когда-нибудь лечить человека от любых болезней.
Но уже сегодня наиболее проницательные научные умы, в том числе в сфере медицины, сомневаются в такой перспективе, потому что стремительное научно-техническое развитие сопровождается появлением новых страшных болезней, о которых еще вчера никто не мог помыслить, и те силы, что заложены в человеческий организм, которые мы привыкли называть иммунитетом, перестают работать.
То, что происходит с человеком, дает основание полагать, что, несмотря на совершенно замечательное развитие медицинской науки, которая действительно помогает жить дольше и быть здоровее, болезнь никогда не уйдет из человеческой жизни. И объяснить это можно только тем, что болезнь является неким фактором, содействующим духовному росту человека. «Поражается тело, и спасается душа».
А почему так? А потому что в болезни человек осознает свою ограниченность. В болезни человек нуждается в помощи, как расслабленный, который не мог сам сойти в воды Овчей купели. Кто-то должен был ему помочь, а значит, расслабленный жил, сознавая свою абсолютную ограниченность.
Но ведь никто из людей не помог расслабленному у Овчей купели. Помог ему Бог. И, может быть, самое великое и прекрасное, что происходит в сознании больного человека, — когда он осознает, что его жизнь в руках Божиих. Это происходит, когда человек сознает, что его болезнь смертельна.
Многие святые отцы болезнь называют Божественным посещением. Если человек всегда здоров, если он никогда не чувствует свою ограниченность, то это может проистекать и от богооставленности, особенно если человек злой, не делает ничего доброго, наслаждается своим центральным местом в жизни, расталкивает других локтями, попирает ногами, делает карьеру или борется за обогащение любыми средствами. У такого человека нет никаких внутренних сил, которые могли бы его спасти. Этот человек погибает. И если Господь хочет его спасти — может быть, по молитвам родителей, живых или усопших, по молитвам близких, иногда очень страдающих от такого человека, — то без болезни спасение не происходит.
Господь — любящий Отец. Он не желает ничьей погибели. Он не ломает ради нашего спасения нашу природу, нашу свободу, Он не превращает нас в винтики некоей огромной машины. Каждый из нас свободен, ибо создан по образу Божию. Но из-за любви Господь часто простирает к нам Свою спасающую руку, и иногда через болезнь приводит к переосмыслению жизни и к обретению путей ко спасению.
Всеми этими смыслами и наполнен сегодняшний день.
А вывод очень простой: мы никогда не должны отчаиваться, когда нас посещает болезнь. Мы, конечно, должны употреблять современные средства лечения, обращаться к врачам, но если когда-нибудь почувствуем, что вряд ли нам сможет помочь медицина, то никакого отчаяния быть не должно, а просто нужно вспомнить слова святителя Василия Великого «Поражается тело, чтобы спаслась душа».
О скрытом смысле в этой евангельской истории. Само по себе чтение рассказа о исцелении расслабленного уже полезно, потому что любой человек, ничего не знающий о Евангелии, мог понять разные вещи: насколько полезно ожидание и терпение, насколько велика помощь Божия и, наконец, то, что некоторые болезни бывают от грехов, и для того, чтобы не болеть достаточно просто не грешить. Имеется в виду не грешить особенно грубо, потому что вообще не грешить – это нереально.
Это – поверхностное понимание рассказа, что не мало. Но есть здесь и более глубокие смыслы. Отчасти на них указывают некоторые непонятные моменты в этом рассказе. Например, число 38. Почему 38? Почему не какое-то круглое число? Обычно говорят, что примерно 40, или примерно 30. А число 38 как таковое могло храниться только в одном случае: если оно имеет какой-то особый смысл — именно смысл символический.
Читая Евангелие так, как читали его грамотные люди, узнавая все отсылки к Ветхому Завету, видно, что этот эпизод построен как один из последних эпизодов на пути Иисуса в Иерусалим и как один из последних эпизодов Исхода Израиля через пустыню (весь этот путь Исхода Израилева является предображением того пути, который будет совершать Иисус). Народ Израильский шел под водительством Моисея, а в конце - под водительством Иисуса Навина. И как Моисей, так и Иисус Навин прообразовательно указывали на другого Иисуса, который и будет Мессией.
И вот та сцена, о которой идет речь — это завершающая проповедь Моисея перед тем, как войти в Землю Обетованную. Об этом говорится во Второзаконии: говорится, что не 40 лет блуждал израильский народ по пустыне, а ровно 38 (Втор. 2:14)
Число 38 – это отсылка к Книге Второзакония, где говорится о том, как народ израильский под водительством еще Моисея дошел до берега реки Иордан, еще не переправлялся, и Моисей произносит свою прощальную речь о необходимости покаяния и очищения.
Вот такая библейская подоплека в этом эпизоде – новый Моисей указывает новую цель. Там была Земля Обетованная, а здесь, у Иисуса, — особая земля святой горы, на которой стоит Иерусалимский храм.
Иносказательно это означает: пока мы находимся в этой жизни, мы все находимся на другом, восточном берегу реки Иордан, или, иначе говоря, по ту сторону от Храмовой горы, где пространство не священное, а совсем даже наоборот – всячески нечистое (купель для омовения нужно было также пересекать, чтобы перейти к Храму, как переходили через Иордан).
Для того, чтобы оказаться в Царствии Небесном, обязательно надо пройти очищение, которое невозможно без Бога, и которое обязательно требует от нас покаяния.
Конечно, сами по себе мы не в состоянии этого сделать, поэтому мы лежим подобно этому расслабленному. И 38 лет – это срок нашей жизни, которая оказывается вот такой бесполезной и длительной.
Но жизнь может измениться, если только мы обратимся к помощи Божией. Потому что с помощью Божией все возможно, можно перейти этот Иордан – или эту купель, — получить там омовение и очищение от грехов, и тогда уже вступить в Землю Обетованную или на священную землю Храма.
Такое для нас здесь оказывается научение.
По материалам портала ПРАВМИР –
подготовила Татьяна Невская, катехизатор.