17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
На Архиерейском Соборе 13—16 августа 2000 г. Царская семья была прославлена в лике страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году.
Почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?
Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру.
Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.
Жизнь царской семьи была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены.
И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея.
Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.
Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.
Здесь надо объяснять, что такое святость, в христианском понимании, и почему Церковь приняла решение канонизировать царскую семью.
Святой — это не тот, кто никогда не грешил и тем более не ошибался. Библия прямо говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешал. Святой — это тот, кто стремится к Богу, приближается к Богу и силой благодати Божией побеждает зло — в себе и в окружающем мире.
К примеру, святые мученики — это люди, которые оказались в ситуации выбора между жизнью и верностью Христу. Они выбрали верность Христу и потеряли жизнь.
Исповедники — это те, кто открыто исповедовали веру во время гонений.
Бессребреники — святые, которые отличались особым нестяжательством и щедростью ради христианской веры.
А вот царская семья в церковном наименовании именуется страстотерпцами.
Страстотерпец — так называют в Православной Церкви вообще всех христианских мучеников, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Но преимущественно же это наименование относится к лицам, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников, а возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, сговора. Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа.
Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, святой Димитрий Угличский, преподобный Дула, живший в V веке.
Страстотерпцы — это люди, которые пострадали и которых убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии.
Пример такой любви, пример подобного отношения дан нам, христианам, Самим Христом. Будучи совершенно невиновным, на голгофском кресте Спаситель произнес слова, которые перевернули историю человечества. Говоря о солдатах, которые стояли у креста и абсолютно не понимали, что происходит, они не понимали, Кто сейчас умирает на Кресте. Они бросали жребий — кому какую часть одежды Спасителя забрать себе, — об этом они думали. И Христос сказал: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». (Лк. 23:34).
Государь Николай и вся его семья также смиренно приняли несправедливые гонения и встретили смерть от рук палачей. Хорошо известно, что императору предлагали покинуть страну. Он мог согласиться и избежать страшной кончины. Эмигрировать, сохранить жизнь — себе и близким. Но он сознательно не захотел этого, он сознательно остался в России.
Вот за это Николай II и его семья и причислены к лику святых. За то, что по-христиански восприняли свои страдания и встретили смерть от рук палачей, движимых злобой и ненавистью. Великая княжна Ольга писала из страшного Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Зло не победит зло, только любовь.
Как никакая другая, русская история тесно переплетается с церковной историей. И поняты могут быть и та, и другая только во взаимосвязи. Это требует особенного осмысления: то, что во главе русского государства во все века вставали святые люди — князья, полководцы, цари… Равноапостольный великий князь Владимир, внук святой равноапостольной княгини Ольги. Святые благоверные князья Борис, Глеб, Игорь, Олег, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский, Димитрий Донской… Святой праведный Феодор Кузьмич Томский — он же, как это практически доказали уже и историки, Император Александр I Благословенный. И, наконец, святой Царь-мученик Николай.
Это говорит, может быть, больше всего о том, что наш народ особенно близко к сердцу воспринял евангельскую правду, правду Креста. Воспринял как главную правду всей своей жизни, выше которой, дороже которой для него ничего нет. Потому и полита наша земля — Святая Русь — кровью наших воинов, душу свою положивших — по Евангелию — за веру, Царя и Отечество.
В том числе, за святого Царя, положившего душу свою за народ. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление. Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол.
И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству.
Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Судьба царской семьи не отделима от судьбы всего народа. Она пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие.
Сегодня, вспоминая всех страстотерпцев и новомучеников Российских, становится понятно, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны.
Гибель царской семьи была у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки.
Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям.
Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина.
Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества.
И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас.
Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути детей и внуков.
Святые Царственные страстотерпцы, все святые новомученики и исповедники Российские,
молите Бога о нас!
По материалам сайта ПРАВМИР.
Подготовила Татьяна Невская, катехизатор.