Праздник Покрова Божией Матери пришел к нам из Греции. На праздничной иконе мы видим Божию Матерь, Которая простирает над людьми Свой плат или омофор.
Когда-то в результате покровительства Божией Матери враг отступил от стен Константинополя. Молитвы были услышаны, и Царица Небесная спасла столицу Византии от гибели. Этот праздник связан с тем видением, которое было во Влахернском храме у святого Андрея Юродивого. Когда во время народного бедствия весь народ, как это случалось делать народу в Константинополе, собрался во Влахернской церкви, главном городском храме Богоматери, собрался чтобы молиться ночью о миновании беды, то Андрей Юродивый увидел стоящую прямо на воздухе над народом Богоматерь, простирающую над ними свой омофор. Этот омофор был видимым покровом над народом, и он означал покров невидимый, защищавший от всех злых обстоятельств, которые тогда были.
Праздник установлен не только в память о конкретном событии, а в напоминание того, что Божия Матерь все время покрывает нас своим покровом и защищает от всякого зла, как поется в песнопениях сегодняшнего праздника.
В Греции день Покрова некоторое время праздновали, но потом фактически забыли и считают, что это такой русский праздник. Но, как известно, на Русь переходили все греческие праздники, поскольку она была частью Византийской Церкви, Митрополией Константинопольского Патриархата, и в те времена праздник Покрова был одним из греческих праздников года.
На Руси же он стал одним из главных праздников, потому что в XII веке, когда столица Руси, фактически, из Киева переехала во Владимир, то во Владимире, святой благоверный князь и страстотерпец Андрей Боголюбский построил сохранившейся до сих пор храм Покрова Божией Матери на Нерли около Владимира. По все Руси начали строить покровские храмы, и с тех пор на Руси стали чтить праздник Покрова.
Это особый праздник покровительства Божией Матери не только всем христианам, но также и праздник покровительства Божией Матери всей России. Праздник Покрова мы почти приравниваем к двунадесятым праздникам.
Почему всё это было воспринято так близко сердцем нашего благочестивого народа? Почему этот рассказ о видении лег в основу великого праздника Русской Церкви? Потому что совсем не случайно страну нашу называют уделом Пресвятой Богородицы. Мы воспринимаем Матерь Божию не только как Царицу Неба и земли, но и нашу Небесную Матерь, Которая не только помнит нас, но и со слезами молится Сыну Своему.
На тяжелейших путях нашей национальной истории мы несколько раз были на волоске от гибели как народ, как страны, и всякий раз избавление приходило как Божие чудо. Разве не чудом была победа на Куликовом поле? Не было никаких шансов у русских выиграть эту битву, потому что слабому русскому воинству, еще не вполне сплоченному, противостояла профессиональная, многонациональная, хорошо вооруженная, испытанная в боях армия. Силы были совершенно неравны. И когда великий князь Дмитрий Донской, сознавая это неравенство сил пришел к преподобному Сергию, то его слово оказалось решающим. Не скажи Преподобный «благословляю», не стал бы рисковать Дмитрий Донской и воинством, и всей страной, и снова преклонил бы свою выю, а вместе с ним преклонила бы выю вся земля Русская…
Но князь Дмитрий пошел по благословению преподобного Сергия и одержал победу. Разве это не Божие чудо? И свершилось это явление Божией милости в день Рождества Пресвятой Богородицы.
А победа над Наполеоном? А еще ранее — выход из Смутного времени? И все эти события сопровождались всенародными молитвами пред иконами — Казанской, Смоленской; и знаем, что народ наш связывал свои победы с предстательством Царицы Небесной. Как и последняя война, обернувшаяся действительно чудом победы над врагом, у которого был точный календарный план захвата России. Царица Небесная простирает Покров над всей землей нашей.
Но Покров Пречистой Царицы Небесной там, во Влахернском храме не был простерт просто так. Он был простерт в ответ на горячую молитву жителей Константинополя. Покровительство, которое Царица Небесная явила людям, спасло Константинополь от гибели. Покровительство Божественное — это великая сила, которая дает огромную поддержку человеку, стремящемуся к утверждению добра в личной, семейной, общественной или государственной жизни. И эта Божественная поддержка чаще всего сопровождается поддержкой людей, потому что сердце человеческое чувствует, где правда, а где ложь.
Царица Небесная, Которая являет нам знак Своего покровительства, ждет от нас молитвы, чистой и смиренной веры, готовности под Ее Покровом творить добро и утверждать правду. Если мы приходим в день Покрова Пресвятой Богородицы и просим об этом Покрове, мы всегда должны помнить, ради чего мы просим. Что конкретно мы хотим, чтобы Божия Матерь восприняла нашу молитву и ответила Своим вспомоществованием? Если в глубине сердечной, беспристрастно все проанализировав, мы скажем самим себе: «В моей просьбе есть нечто, что недостойно Покрова Пресвятой Богородицы», то лучше остановиться и не просить, потому что такая молитва будет тщетна.
Покров Пречистой Богоматери простирается не «автоматически», но в ответ на молитву, на веру и на труды. И в этой синергии Божественного и человеческого — сила каждого, кто с верой и надеждой обращается к Богу, к Его Пречистой Матери.
Память преподобного Романа Сладкопевца. Также сегодня празднуется память святого Романа Сладкопевца, который жил в VI веке, значительно раньше, чем произошло событие, которое стало предметом воспоминания в празднике Покрова.
Но на русских иконах принято изображать вместе Покров Божией Матери и святого Романа Сладкопевца, держащего в руке папирусный свиток, на котором написано его знаменитое песнопение в честь Рождества Христова, которое до сих пор (хотя не целиком, а только первые строфы) остается в богослужении Рождества: “Дева днесь Пресущественного раждает”. Вообще, это была длинная поэма, она сохранилась в рукописях, но из богослужения она выпала, и остались только первые две строфы — кондак и икос.
В житии святого Романа Сладкопевца повествуется о чуде, как он молился Божией Матери, чтобы Она даровала ему слово, чтобы он мог Ее воспеть, и Она вдохновила его на эти стихи. Эти два чуда оказались объединены в одном дне, и поэтому возникла такая русская икона, где они тоже объединены.
И теперь все церковные поэты, те, кто составляют церковные службы, молятся святому Роману Сладкопевцу для того, чтобы он их вдохновил и ходатайствовал перед Матерью Божией о том, чтобы Она подала дар составления божественных служб, как в свое время Она дала его самому Роману Сладкопевцу.
Но конечно, не только те, кто сами составляют церковные службы, особо почитают св. Романа Сладкопевца. Ему всегда молятся те, кто поет на клиросе, т.е. все чтецы и певцы церковные, особенно певцы, и это, можно сказать, их профессиональный праздник. Сегодня смело можно поздравить наш клирос с профессиональными именинами!
И пусть радостно звучат в песнопениях сегодняшнего дня тропарь и кондак праздника:
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор