Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

14 января – Обрезание Господне

27  Полное название праздника – «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Праздник Господский, великий.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

На восьмой день после рождения младенец Иисус, в соответствии с ветхозаветным законом, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом (Быт. 17:10-14).

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

 

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

В настоящее время празднование этого события также совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова, то есть14 января по новому стилю.

Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).

Богослужебные особенности.

Господский праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого. При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе свт. Василия Великого.

Совершается Всенощное бдение, полиелей. Полиелей – наиболее торжественная часть Всенощного бдения. Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на середину храма при пении псалмов 134 и 135: псалом 134 начинается со слов «Хвалите имя Господне». 

Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому.

Величаем тя, /святителю Христов Василие, /благочестно Церковь Христову сохраншаго.

Православные читают Иисусову молитву.

Тропарь Обрезания Господня, глас 1

На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх