Прощёное воскресенье, или Неделя сыропустная, также Неделя Адамова изгнания— четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. Слово «сыропустная» обозначает «сыр опускаю», то есть «сыр оставляю»; по-гречески— «Воскресенье сыроеда». В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса).
Второе название — «Неделя Адамова изгнания» — происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни, и на утрени, и в каноне вспоминается изгнание из Рая Адама по причине грехопадения.
На Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
На воскресной Литургии читается также Евангелие от Матфея Мф.6:14-21, где говорится о прощении ближним обиды и грехов, о посте - поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога, и о собирании небесных сокровищ (имеются в виду добродетели):
14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мф.6:14-21).
Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост.
Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей.
Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется Великий прокимен: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю.
После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи, в вечер сей», священник, сняв с себя праздничное облачение, надевает на себя черную епитрахиль и выходит на амвон произносить Просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».
Дальнейшая служба носит уже великопостный характер.
По «Ныне отпущаеши» поются с великими поклонами тропари: «Богородице Дево", «Крестителю Христов" и «Молите за ны». Вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже» читается 40 раз «Господи, помилуй», а после возгласа иерея: «Сый благословен» читается молитва: «Небесный Царю» и затем молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.
После этого сразу отпуст. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце Великого повечерия, «нам повергшимся на землю» ниц.
После этой молитвы обычно настоятель читает молитву, а затем просит прощения у всех христиан, а затем все, прикладываясь к иконам и ко кресту, который держит в руках священник, подходят к нему с земным поклоном, испрашивая у него прощения, становятся затем все в ряд и испрашивают с земными поклонами прощения друг у друга.
Таким образом, примирившись друг с другом, православные христиане начинают поприще Великого поста. По причине совершения Чина прощения Неделя сыропустная имеет название — Прощёное воскресенье.
Священник Сергий (Круглов): О прощеном воскресенье: «Что осудили в другом – есть в нас» (В сокращении. См.www.pravmir.ru).
«Вот и масленица рыжим блином к концу катится, вот и Прощеное воскресенье... Чин прощения, все облачения уже постовые, темные, священники с амвона земно кланяются народу, народ плачет, подходит ко кресту: «Прости меня! – Бог простит, и я прощаю!»
Чином прощения Церковь напоминает, из года в год, христианам про очень важные вещи. Не просто про то, что вот, мол, положено прощать – напоминает про сам механизм действия в человеке этих важнейших процессов, прощения и осуждения.
Да-да, именно осуждения, которое прощению противостоит. Видя в другом грех и осуждая его, даже при этом имея в виду, что осуждаем-то вроде бы именно грех, а не самого его носителя, мы забываем: если бы этого греха не было в нас самих – мы бы его не видели. То, что осудили в другом – есть в нас. Заноза в глазу ближнего и бревно в собственном глазу – древесина одного и того же дерева. Про это говорят не только святые отцы и психологи, но давно и по-простому говорит народ: «рыбак рыбака видит издалека».
Осуждение – своего рода негативный, болезненный, но повод познать самих себя.
Прося прощения друг у друга, мы имеем возможность сказать этим Богу: «Вот, Господи, у меня и у него – множество грехов... Прости же, и Ты нас, прости меня, мой грех, который я увидел в ближнем своем, с этим ближним я связан незримым и прочным родством Твоего закона любви!..»
Грешник видит в ближнем грех, святой в нем же видит – святыню...
И вот, несмотря на то, что в этот день в храме все плачут, день-то этот для нас – радостный. И ощутить правоту и радость простых слов: «Прости меня» может в Прощеное воскресенье именно тот, для кого вообще Воскресенье Христово значит что-то неизмеримо важное».
***
Сегодняшним богослужением мы вступаем на поприще Великого поста. Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4:17).
А почему именно покаяние? Потому что Царствие Божие — это царство, где присутствует Бог, где нет зла, где нет лжи, где нет нравственной грязи, где свет и правда. Там, где грех и зло, там не может быть в полноте Божией правды и Божьего Царства.
Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы «обрастаем» грехами так, что они становятся нашей частью. Как быть? И вот, Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние.
Покаяние есть в первую очередь осознание своей неправды.
Покаяние и есть критическая оценка самого себя.
Покаяние есть возможность сбросить с себя грех, сказав самому себе правду о своей собственной жизни, и сделать это пред лицом Божиим.
Вот почему покаяние — в центре великопостного поприща.
Чтобы помочь человеку раскаяться пред Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений, молитвы, частого причащения Святых Христовых Таин.
Время поста — это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.
А начинается оно с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, не по телефону или СМС-кой, а лицо в лицо, с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения, не может начаться дорога в Царствие Божие.
И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня.
Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему!
Татьяна НЕВСКАЯ, катехизатор.