Лазарева суббота (Воскрешение праведного Лазаря) - это торжественный праздник, совершаемый в субботу шестой недели Великого поста. Праздник является подвижным, потому что зависит от даты Пасхи. В этом, 2021 году – это 24 апреля.
Лазорева суббота предваряет праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот праздник совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение водой «ваий» (пальмовых ветвей). Их в славянских странах символизируют ветви вербы.
Сегодняшний праздник – это великое чудо, которое до Христа никто никогда не совершал. Чудо заключается в том, что воскрешён не просто умерший человек – а такие чудеса совершали пророки до Христа, и Сам Иисус Христос дважды воскрешал: дочь царедворца Иаира и сына Наинской вдовы – а в том, что теперь Иисус Христос воскресил разлагающегося четверодневного мертвеца.
Что хотел этим показать Иисус Христос? Он хотел показать, как будут воскресать истлевшие тела во всеобщем воскресении. Этим Он показывает, что может воскреснуть Сам и воскресить нас. Таков догматический смысл чуда воскрешения Лазаря.
События праздника. О воскрешении Лазаря повествует только Иоанн Богослов:
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря (Ин. 11:1-5).
«Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).
По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:
Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41-43).
После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.
Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).
После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипр, совершив многие чудеса.
Как известно из синаксаря в Лазареву субботу, после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.
Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, — ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать, что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь.
Говорят, будто для уверения в этом и все Евангелие от Иоанна было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома, — чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор