Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

24 апреля - Икона Божьей Матери «Живоносный источник»

3  В пятницу Светлой седмицы, по церковному обычаю совершается особое празднование «Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника». Икона Божией Матери «Живоносный источник».

«Живоносный источник» - это название храма в честь Божьей Матери в Константинополе. Храм возник не сразу, его неоднократно разрушали, и вот, в девятнадцатом веке он был окончательно восстановлен и в честь обновления храма стали совершать праздник.

Как видим, по сути это просто престольный праздник константинопольской церкви, которая так и называлась — “Живоносный Источник”. Церковь была построена на реальном природном источнике и посвящена явлению Божией Матери.

 

О самом источнике Предание говорит, что в V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая Пресвятой Богородице. В этой роще был природный источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось. Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ императором был назван «Живоносным источником», так как в нём проявилась чудодейственная благодать Божией Матери.

Этот источник прославился чудотворениями, особенно в VI веке, когда там была построена церковь, при святом царе Юстиниане. Благодатный ключ стал известен разными чудесами и почиталось в народе, а потому стал особой константинопольской святыней. В пятницу Светлой седмицы к нему ходили крестным ходом.

Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турок. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I, им же, в 1835 году храм был освещён. Сегодня здесь находится женский монастырь.

Служба обновления храма «Живоносный источник» была написана в четырнадцатом веке. На церковно-славянский язык эта служба была переведена и добавлена в Цветную Триодь во второй половине семнадцатого века. До семнадцатого века этой службы в Русской церкви не было.

Позже, в силу значения Константинополя, почитание стало занимать особое место и вообще во всей Церкви, поэтому все православные страны, включая и Россию, которые заимствовали у Константинополя православное богослужение, заимствовали оттуда и это особое празднование.

В какой день совершается праздник? Яв­ле­ние Льву Мар­кел­лу Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ши­лось 4 ап­ре­ля 450 го­да. Несмотря на известную дату явления Богоматери Льву Маркеллу, празднование обновления Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминание великих чудес, произошедших в храме, совершается не 4 апреля, а как правило в пятницу Светлой седмицы, в этот же день совершается и празднование одноимённой иконе.

Икона была специально написана для нового храма, построенного над водами источника и была названа «Живоносный источник». В православной традиции Богоматерь называют Живоносный источник, и прославляют Её как Источник жизни, ибо от Неё родился Христос – Путь, Истина и Жизнь.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца с Бо­гом­ла­ден­цем изо­бра­же­на на иконе над гро­мад­ной ка­мен­ной ча­шей, сто­я­щей в во­до­е­ме. У во­до­е­ма, на­пол­нен­но­го жи­во­твор­ной во­дой, изо­бра­же­ны страж­ду­щие те­лес­ны­ми неду­га­ми, стра­стя­ми и ду­шев­ны­ми немо­ща­ми. Все они пьют эту жи­ви­тель­ную во­ду и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния.

Эту икону глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь неё был воздвигнут храм. Больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление. 

Особенности праздника. В Православии каждый день Светлой Седмицы является днем воскресным, каждый день служится воскресная служба одного из восьми гласов. Потому что это как бы один восьмой день, день воскресения; восьмой день — это день, означающий вечность.

В церковной традиции пятница Светлой седмицы выделяется особым образом. В этот день, впервые после Великой агиасмы на Богоявление, после литургии совершается малое освящение воды.

Как и любая святая вода, вода, освященная в этот день, является для нас источником исцеления, которая может помочь нашему здоровью и отогнать нечистых духов от людей или от наших жилищ, но прежде всего надо помнить, что Царствие Божие не от мира сего, что это — вечность, и что мы уже сейчас прикасаемся этой вечности и, почерпая эту воду, мы берем не просто “воду, скачущую в жизнь вечную”, как говорится в чине водосвятия, но и воду, которая прямо из самой этой вечности течет к нам сюда.

Особенностью этого дня является и то, что в богослужебном чине к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери. В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19: 26-27).

Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16:20). Эта мысль в отношении Ко Пресвятой Богородице особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»:

«Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Материал подготовила

Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх