Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение, отмечается 27 сентября и относится к числу двунадесятых праздников. Праздник имеет 1 день предпразднства (26 сентября) и 7 дней попразднства (по 4 октября). Отдание — 4 октября.
Это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Считается, что события, которым посвящено Крестовоздвижение, произошли спустя 300 лет после описанного в Новом Завете распятия Христа. При обретении Креста патриарх иерусалимский Макарий, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т.е. поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света. Отсюда и название праздника - Воздвижение.
Все богослужения - как утром 27 сентября, так и накануне вечером,- все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос. Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за народ христианский.
Тропарь праздника, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.
В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и литургию. Центральным событием становится праздничное богослужение накануне праздника — бдение. Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не посредине храма, а в алтаре.
Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит Крест в алтарь.
В день Воздвижения Креста предписывается пост. Известно, что пост в день Воздвижения Креста нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях - 2 дня, включая 26 сентября. Этот обычай нужен был, чтобы лучше подготовиться к встрече праздника. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения Креста дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.
СОБЫТИЕ ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА ХРИСТОВА
В начале IV в. император Константин I Великий, испытывая особенное благоговение к Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы в военных сражениях, пожелал отыскать честное древо Креста Господня и соорудить храм на месте распятия Спасителя. Благочестивая Елена – мама императора Константина – отправилась в 326 году в Иерусалим на поиски Креста Господня.
Предание народное сохранило три версии обретения Креста, которые, видимо, являются пересказом одного события.
По первой версии животворящий Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда капище было разрушено, обнаружили три креста, табличку с надписью и гвозди. Для того, чтобы определить крест, на котором был распят Спаситель, патриарх Макарий (+333) предложил поочередно приложить кресты к тяжелобольной женщине. И действительно, при прикосновении к одному из Крестов, женщина исцелилась от болезни. Все собравшиеся прославили Бога, и святитель Макарий поднял Крест для всеобщего обозрения.
Другая версия, которая возникла, вероятно, в кон. IV – нач. V вв., упоминает о престарелом иудее по имени Иуда, показавшем место распятия Иисуса Христа. На этом месте стоял храм Венеры. После раскопок было обнаружено три креста. Определить же Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо для погребения.
Сирийская версия обретения Креста, которая появилась в начале V века относит это событие не к IV, а к I веку жизни христиан. Крест был найден женой императора Клавдия и был скрыт в период гонений на Церковь.
В IV веке Крест был обнаружен и обретен для почитания.
Равноапостольная Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование святому Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвигал») святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был установлен в год обретения святого древа.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИКА. Пасхальные параллели. Поскольку Крест, исторически, был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. Отсюда многие моменты богослужения этого дня - пасхальные. Именно поэтому звучит пасхальное песнопение “Воскресение Христово видевше”. Конечно, каждое воскресение оно тоже звучит, но потому, что воскресение - это часть пасхальной службы. И вот, оно тоже звучит в службе сегодняшнего дня.
Величие этого праздника можно оценить, если этот праздник совпадает с воскресным днём: в праздник Воздвижения Креста никакого воскресного богослужения не бывает, а только богослужение этого праздника. Так не бывает даже на Успение Богоматери – скажем, если Успение в воскресенье, то воскресное богослужение идет как главное. И только за ним уже следует богослужение Успения Богоматери.
А здесь не так; в праздник Воздвижения Креста никакого воскресного богослужения не бывает, как не бывает их на праздники Богоявления, на Пасху, на Рождество Господне – то есть на самые большие праздники. Почему? Потому, что Воздвижение относится к так называемым Господским двунадесятым праздникам. Это означает, что служба этого праздника не соединяется ни с какой другой службой, даже с воскресной, если праздник случится в воскресенье. Так, в этот день в изгнании скончался великий святитель Иоанн Златоуст, но память его не совершается ради праздника, а перенесена на другой день. Потому что смысл празднования еженедельного Воскресения – в этом смысл воскресного дня – целиком вбирает такой праздник, поэтому отдельно служить просто не приходится.
Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (Освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя, 26 или 27 сентября стал праздноваться ежегодно, а воспоминание обретения Святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления. Поэтому начало сегодняшнего праздника было вчера – Обновление храма Воскресения в Иерусалиме. В русском народе он называется “Воскресение словущее”, т.е. не само Воскресение Господне празднуется, а храм в честь Воскресения.
Таким образом, установление праздника связано с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения (Гроба Господня), по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Также и в Византии праздник в честь Обновления Мартириума был главная часть сегодняшнего праздника.
Но когда уже Византия потеряла Иерусалим, когда паломничество в этот храм перестало быть таким массовым, то продолжение этого праздника стало главным, а сам праздник стал меньшим. Стало главным Воздвижение Креста, а раньше это было только частью чина воскресного празднования в Храме Воскресения.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по совету патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, в котором Тот находился до персидского плена.
Это событие совершилось 14(27) сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.
Именно в седьмом веке Воздвижение становится основным праздником и получает широкое распространение на Востоке.
В IX-XIIвв. в Константинопольской традиции, которая становится определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления. В этот период Воздвижение Креста становится одним из великих праздников литургического года.
О дальнейшей судьбе Креста Господня существуют различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого Крестового похода в том виде, каким он был обретен при святой Елене. Существует точка зрения, что Крест Господень был раздроблен на малые части и распространен по всему миру благочестивыми христианами. О такой традиции уже в IV в. свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский.
Свт. Григорий Нисский и свт. Иоанн Златоуст говорит о традиции хранить частицу Креста в наперсных мощевиках.
Особенность праздника - поклонение самому Кресту. Одно из особенностей праздничного богослужения является то, что на утрене после великого славословия совершается вынос Креста и поклонение ему.
Почитание Креста, как известно, началось раньше, чем Христос был на Нём распят. И самое первое и явное Его явление было связано с иудейской Пасхой, которая была в Египте, когда евреи выходили из Египта. Как мы читаем в книге Исход, Ангел-губитель проходил по домам египтян и поражал каждого первенца. А для того, чтобы не были поражены дома народа Израильского, было сказано, что надо кровью пасхального агнца, заколотого накануне, на верхней перекладине двери изобразить знак – еврейскую букву «тав». Эта последняя буква семитского алфавита изображалась в виде креста, подобно русской букве «т».
Так был обозначен знак спасения. Это было первое знамение Креста. Позже, во время страданий Господа, по-другому явился этот знак, сделанный из дерева и омытый кровью Агнца, пролитой на Кресте.
Что же подразумевается под знаком Креста? А это значение Имени Божия. Когда мы обращаемся к Кресту, мы обращаемся не к деревянному предмету или просто к какому-то символу. Например, мы к Символу Веры не обращаемся, и не говорим, например, «Икона Пресвятой Богородицы, спаси нас». Мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас», — хотя и можем обращаться к Богородице через иконы. Так же, когда мы имеем перед собой материальный образ Креста, и мы к Нему обращаемся, то мы обращаемся не к Нему, а через Него. Он является самым первым и ясным выражением Имени Божия. Всё остальное, что благословляется, все священные символы благословляются Крестом, который начертается на них или просто знаменуется. Так может не только священник, но и мирянин что-то благословить. Как он будет это делать? Он обязательно изобразит Крест. Это и есть самое первое выражение Имени Божия. Почему? Потому что Господь в Апокалипсисе говорит: «Аз есмь Альфа и Омега», —это перевод с еврейского «Аз есмь Алеф и Тав», то есть первая и последняя буква алфавита. Здесь Сам Господь так себя именует. И одна буква этого Имени – «Тав», которая изображается как Крест, и изображалась на порогах еврейских домов, означала спасение, а потом уже стала не временным спасением, а вечным в Страстную Пятницу. Вот почему мы обращаемся ко Кресту. Вот почему мы почитаем Крест сам по себе. Вот почему у нас появился такой праздник в честь того самого Креста, на котором Господь был распят.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия
.Задостойник, глас 8
(читается утром и вечером вместо молитвы «Достойно есть» до отдания праздника, то есть до 4 октября включительно)
Величай, душе моя,// Пречестный Крест Господень. Таин еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже крестное живоносное на земли насадися Древо./ Тем, ныне возносиму,// покланяющеся Ему, Тя величаем.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ. Одним из главных обычаев праздника издревле считалось возведение небольших церквей и часовен, также на месте строящихся храмов было принято ставить кресты.
Чтобы следующий год был урожайным, поля обходили с воздвигнутой иконой. Иногда люди совершали крестный ход вокруг деревни, чтобы небесные силы оградили от невзгод всякого, кто в ней живет.
Праздник выпадает на пост, поэтому верующие не употребляли в пищу мясо и молочные продукты, а главное место на столе занимали блюда из капусты.
Также считается, что в этот день не стоит приниматься за важные дела, потому что, согласно поверьям, они закончатся неудачей.
27 сентября завершается бабье лето. По народным приметам северный ветер в этот день к жаркому лету, если резко похолодало – весна будет ранней. Если на улице тепло, то холода наступят нескоро. А по тому, как летят гуси, можно узнать стоит ли ждать полноводья. Низкие полеты – к большой воде.
На Воздвижение были распространены так называемые «вечера-капустники» — веселые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и веселыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты: Воздвижение — время строгого поста, и капустные угощения были как нельзя кстати. В народе говорили: "Если получится держать строгий пост на Вознесение, то Господь простит семь грехов. А если не держать и поддаться искушению, то человек воздвигнет себе новые семь грехов".
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор