Воскресенье, 24 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

15 февраля – Сретение Господне

15 февраля по новому стилю (2 февраля по-старому), на 40-й день после Рождества Христова, Церковь празднует двунадесятый праздник – «Сретение Господа нашего Иисуса Христа».

Праздник имеет 1 день предпразднства (с 14 февраля) и 1 день попразднства (по 16 февраля). Праздником Сретения Господня завершается цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир Богочеловека Иисуса Христа.

Само слово «Сретение» с церковнославянского переводится как «встреча».

Обычно его значение истолковывают исключительно в историческом ключе, как встречу Христа Симеоном Богоприимцем. Но греческие слово απάντησις (апантисис), которое перевели на славянский язык как «сретение», позволяет нам уяснить более глубокий, богословский смысл праздника Сретения.

 

В древности, когда город не выдерживал осады и капитулировал, существовала процедура его сдачи и передачи власти победившей стороне. Из ворот осажденного города выходили парламентарии с дарами, с белым флагом, с ключами от ворот города. Из стана победивших так же выходила делегация для переговоров. В определенном месте они встречались и договаривались об условиях капитуляции. С этого момента власть над городом и над его жителями переходила в другие руки.

И весь этот процесс передачи власти от одного лица другому назывался словом απάντησις, по‑славянски «сретение».

Значит, в основе названия праздника Сретения Господня военно-политический термин, означающий смену власти.

Поэтому праздник Сретения Господня не просто история, основанная на Евангелии о встрече Младенца Христа Симеоном Богоприимцем в храме Иерусалимском. Его богословское значение в смене религиозных эпох: Ветхий Завет заканчивается и начинается Новый Завет.

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА. Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки (Лк.2:21-39). По ветхозаветному закону Моисееву первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.

Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).

По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 — 247 до Р. Х.) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.

И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Эти слова мы теперь знаем, как Песнь Симеона Богоприимца. Песнь вошла в состав богослужебных песнопений — это древнейший христианский гимн. Он читается или поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.

После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал: Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34-35).

И это было второе пророчества старца о страданиях Спасителя. Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.

Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу.

Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:37). По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке.

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия. Праведный Симеон и Анна Пророчица являются последними праведниками уходящего Ветхого Завета. Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество.

Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события – как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА. Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события.

К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В это время праздник стал называться на Востоке «Встречей Господней», а на Западе — «Очищение Блаженной Девы Марии». В католической церкви этот праздник не является торжеством (высший разряд праздников), а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много.

В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя.

Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям (Рождество, Крещение, Сретение) и дни памяти святых, связанных с этими событиями.

Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».

Но, несмотря на свое древнее происхождение, праздник не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году. В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом, и моровая язва остановилась.

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные. Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе.

Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников.

Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника.

Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Перевод: Радуйся получившая радость от Господа, Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Перевод: Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший спасти нас, и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.

Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно и Богородицу:

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону ныне// принеслся еси в храм Господень.

ИКОНОГРАФИЯ СРЕТЕНИЯ сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке.

Древнейший сохранившийся до наших дней образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432-440-е годы). Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За его спиной представлены мужчины (возможно, книжники или священники Иерусалимского храма). На фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конец VII), Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет.

Татьяна Невская

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх