Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают КАК СВЯТЫХ И ПЕРВЫХ пострадавших ради Христа.
Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Матфея:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». (Мф.2:16).
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.
Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией:
«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». (Иер.31:15).
Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет.
Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода:
«Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её».
По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.
ИСТОРИЧНОСТЬ
Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу Божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода.
Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме.
Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого.
Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает евангелист Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии.
Материал подготовила - Татьяна Невская, катехизатор.