Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи и продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи (с 24 мая), и восемь дней попразднства (по 2 июня).
Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.
С праздником, дорогие православные !
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник, хотя исторически до конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период.
Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.
БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца; это действие стало завершающим актом в деле искупления человека, примирения человека и Бога;
Господь «посадил» человеческую природу «одесную» Бога Отца; этим Он не только удостоил естество человека высочайшей чести, но и открыл всем людям путь на небо; вознесшись на Небо, Господь показал всему миру, что ожидает Его верных последователей: Царство Небесное, Царство Славы.
СОБЫТИЯ ВОЗНЕСЕНИЯ
Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.
После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Это было свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть.
Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.
Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.
В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:
«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян 1:9-11)
После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.
***
Почему 40?
Число сорок многократно встречается в Библии и символизирует полноту. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: четыре (символ пространственной законченности видимого мира) и десять (символ относительной завершенности). Последнее число в свою очередь может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: три и семь. В результате число сорок выражает собой совершенную полноту.
Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп (Быт.7:17).
Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жену Ревекку (Быт.25:20).
Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2).
Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8).
Это же число дней встречается в книге пророка Ионы. Этот срок был дан жителем Ниневии на покаяние (Ион.3:4).
В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом сорок связаны два события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился сорок дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Своего вознесения Воскресший Господь оставался на земле сорок дней (Деян.1:3).
Именно на сороковой день, согласно закону Моисея, родители должны были приносить в храм своих детей, чтобы пройти таинство крещения. Также и Иисус, должен вознёсся на небо через 40 дней после Своего воскресения. Здесь можно провести аналогию. Иисус в данном случае выступает как вновь рожденный и улетает на небеса, чтобы продолжить там жизнь со Своим Отцом — вечную.
***
Ионий Гедеревич
«ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРИДЁТ»
Поднялось солнце, полдень скоро…
Весенний запах трав, цветов…
Тропинка… Ветра тихий шорох,
И крик в кустарнике птенцов.
И там Христос с учениками
Прошёл субботний путь вперёд,
Вот Елеон. Перед глазами
Простор… Шеренга в круг встаёт.
Господь сказал: «Теперь поймите:
Когда пошлю Святой вам Дух,
То вдоль и вширь земли пойдите,
О Мне свидетельствуйте вслух».
Вдруг вверх вознёсся Он без крыльев,
Ученики подняли взор,
Но облако Его закрыло,
И тишь наполнила простор.
Но тут два мужа появились,
Блестя одеждою – виссон;
Ученики опять дивились,
Как будто видят вещий сон.
«Что смотрите вы с удивленьем,
Таким же образом придёт,
Как было ныне восхищенье,
Господь, чтоб взять святой народ».
Ученики вернулись сами
С великой радостью в сердцах,
В молитве пребывали в Храме
Со славословьем на устах.
_________
Теперь пусть нас наполнит радость,
Не долго ждать Христа приход,
Мы вкусим новой жизни сладость,
Как обретённый Им народ.
Тропарь Вознесению Господню, глас 4
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак Вознесению Господню, глас 6
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.
Материал подготовила Татьяна НЕВСКАЯ, катехизатор