Литургия и Таинство Причастия
Таинства - это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви.
Определение Литургии
Литургия - основное христианское богослужение. На Литургии Церковь благодарит Бога за создание мира, за спасение каждого человека через Иисуса Христа, вспоминает в молитвах Его Жизнь, Смерть и Воскресение, предлагает Хлеб и Вино для освящения Духом Святым. Хлеб и Вино – природные вещества – являются символами нашей пищи. Без пищи человек умирает, следовательно, на Литургии Церковь предлагает Богу жизнь каждого ее члена, свободно и благодарно отдающего ее Отцу. Бог принимает эту «бескровную жертву», благодаря спасительному подвигу Сына Божьего, и претворяет земную пищу – Хлеб и Вино – в Пищу Божественную, нашу человеческую жизнь в Свою Божественную Жизнь.
Причащаясь Тела и Крови члены Церкви, непостижимо для человеческого разума, соединяются со Христом. Он весь содержится в каждой Частице Причастия. Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» ( Ин. гл. 6, стихи 53 — 54).
Вся Божественная Литургия по преп. Максиму исповеднику является «Тайноводством ко спасению человека». В словах, произносимых на Литургии, в символических передвижениях священства по алтарю и храму, в духовно-прообразовательных предметных действиях динамично раскрывается история нашего спасения от сотворения мира через Первое пришествие Христово до радостного вхождения в Царство Небесное после Его Второго пришествия. Символизм Литургии не театрален. Он является подлинным движением к благодатно-природному единению со Христом, происходящее в Таинстве Причащения в конце Литургии.
Литургия и Причастие не тождественны друг другу. Удручает, когда человек прибегает к концу Литургии, наспех исповедуется и изобразив на лице высшее благоговение, приступает к Чаше Жизни. Определенно – Литургия заканчивается Причастием, принятием Даров Христовых. Но эти Дары есть динамичное завершение полноты молитвенно-евхаристического общения между Богом и Его народом. Поэтому для христианина необходимо принимать участие в Литургии в Богослужебной полноте, с первого до последнего возгласа.
На Литургии мы вспоминаем всю земную жизнь Христа, с Ним сраспимаемся, страдаем и воскресаем в Его Дарах. Прибегая к концу службы, мы словно говорим: тебе Господи – крест, а нам – слава, тебе страдание и смерть – нам воскресение и радость Причастия. Что есть Литургия? Начало ее восходит к Вечности. Прообраз ее - жизнь Бога Святой Троицы в Самом Себе, в Единстве и Любви. Именно поэтому Литургия называется Божественной и начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Наша храмовая Литургия – это Литургии Самой Святой Троицы, данная в земных пределах в небесных символах и образах. Это жизнь Бога, дарованная нам в Причастии, через Жизнь, Смерть и Воскресение Иисуса Христа.
Катехизическое определение Таинства Причастия
Причащение есть таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина подлинно принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
История установления Таинства Причащения
Святое Таинство Причащения Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
Таинство Покаяния (Исповедь)
Катехизическое определение Таинства Покаяния
Покаяние есть Таинство, в котором кающийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.
История установления Таинства Покаяния
Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: «Приходившим к нему он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов... (и они) крестились от него... исповедуя грехи свои» (Мк. 1:4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18). По воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).
В каждом Таинстве Покаяния Бог прощает все грехи, в которых искренне кается человек. Прощение носит не юридический, нравственно-оправдательный характер, а целительно-природный. Бог по неложным Своим обетованиям дарует кающемуся человеку благодатное уврачевание грехов и последствий страстей. В Таинстве Покаяния сами страсти формальным образом не «прощаются». Исцеление он них происходит постепенно по мере участия человека в церковных Таинствах, соборной и личной молитве, соблюдения Заповедей Божиих. Врачует страсти, например, чревоугодия или уныния, благодать Святого Духа по вере и нравственной жизни человека.
В древности члены Церкви исповедовались перед всей христианской общиной. Сегодня по человеческой душевной немощи такой исповеднический подвиг не требуется. Современное Таинство Покаяния происходит индивидуально в присутствии православного священника. Человеку не дано прощать самого себя. Любому греху можно найти искреннее оправдание.
Прощает и исцеляет сам Господь, Иисус Христос. Исповедующий священник является не обвинителем, а свидетелем кающегося. Он не сторонний наблюдатель покаяния, а опытный помощник, сомолитвенник и заступник перед Господом.
Поставленный епископом и народом на совершение Таинств Церкви, священник есть «всем слуга» (Мф. 23, 11). Он вместе с приносящим покаяние предстоит Богу, и просит у Него дар прощения. Как возглавляющий церковную общину или предстоятель, иерей прощает грехи не своей властью, а полнотой Христовой благодати, дарованной Церкви Святой Троицей.
Таинство Покаяния может совершаться как в храме, так и по необходимости, в любом приличествующем месте: в домашней обстановке, в больнице, в пути. Везде, где человеку может понадобиться благодатная помощь Христова в прощении грехов.
Таинство Крещения и Миропомазания
Таинство Крещения - первое Таинство посредством которого человек приобщается к Церкви, ко Христу; не только нравственно, но природно, благодатно. Человек буквально усыновляется Богу, становится Ему сыном по благодати Святого Духа.
Катехизическое определение Таинства крещения
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.
История установления Таинства Крещения
Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28; 19, 20) и «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин.3:5).
В повседневной жизни мы называем Таинство благодатно-природного соединения человека с Церковью – Крещением. Это приемлемо. Но говоря, строгим языком Истины, следует помнить, что это энергийно-сущностное приобщение к Богу, «усыновление» разделяется на два Таинства: Крещение и Миропомазание. В древности эти два Таинства были разделены во времени. Сегодня в практике Православной Церкви принято совершать Миропомазание непосредственно после Крещения. Таинство Миропомазания совершается над человеком один раз в жизни.
Катехизическое определение Таинства Миропомазания
Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освященным миром (составом из масел и благовоний) во имя Святого Духа подается Дар Святого Духа, и как следствие этого Дара, потенциальная возможность раскрывать в себе другие дары Святого Духа.
Существует ошибочное мнение, что в Таинстве Миропомазания сообщаются силы благодати Божией для укрепления в духовной жизни. Таинство Миропомазания – личная Пятидесятница. Апостолы в праздник Пятидесятницы получили не множество даров святого Духа. Каждый из них получил Святого Духа именно, как Дар, по обетованию Сына Божия. Единый Огонь Божества, сошедший на учеников Христовых, «разделился неразделенно», «слился не сливаясь», на всех как на одно Тело Христово, и на одного, как на все Тело Христово, видимым образом в языках пламени. Бог Святой Дух самовладычне в Пятидесятницу даровал Себя и Свою благодать индивидуальным образом каждому из апостолов. Навечно запечатал душу и тело всех участников Обетования Своим Даром, открыл благодатный путь преображения во Христе Иисусе. Это не только красивые слова, полные тайны и радостной надежды. Миропомазание – Божественный Акт, без которого невозможно благодатно-динамическое возрастание в Церкви, в вечной жизни Святой Троицы. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.
История установления Таинства миропомазания
Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо «Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8; 16).
Таинство Брака. Венчание
Таинство Брака – есть Таинство освящения Духом Святым телесно-духовного союза мужчины и женщины во образ Святой Троицы.
Бог есть Любовь (1 Ион. 4,16). Любовь не одно из свойств Божиих, таких как Всемогущество, Вечность или Бесконечность. Образ Божественной жизни есть сама Любовь. Божественная Троица – нерасторжимое природное единство Любви Отца, Сына и Святого Духа. Каждое из Лиц святой троицы живет не для Себя Самого, но отдает Себя Другим Лицам, так что все Три пребывают в Любви Друг с Другом. Жизнь Бога осуществляется как со-жизнь, как Любовь, в которой собственное существование каждой Божественной Личности отождествляется с полной самоотдачей. Брак мужчины и женщины есть начало Царства Божия в земных пределах, не только нравственное, но сущностное (природное) подобие Любви Святой Троицы, где жизнь одного человека становится жизнь другого, и «уже не я живу, но во мне» муже – «живет» жена (Гал. 2.20), и наоборот. Происходит это таинственное взаимопроникновение во единую плоть, единую душу и единый дух не собственными силами мужа и жены, а через Таинство Брака, через Господа Иисуса Христа. В этом сверхприродном единстве двоих заключается Тайна христианского брака, которая простирается за пределы земной жизни. Понимание Брака в христианстве настолько высоко, что апостол Павел уподобляет его союзу Христа и Церкви. Выше просто некуда. Однако подобное понимание Брака проистекает не из желания Церкви поставить перед брачующимися недостижимый идеал по принципу Нагорной проповеди, а как подлинное глубинное осознание тайны человеческого общения вообще, и тайны телесно-духовного союза мужчины и женщины в частности. Тайна это не секрет. Ее нельзя разгадать. Тайну можно пережить и укорениться в природно-благодатных границах. Человеческих сил в семейном подвиге самопожертвования и природной взаимообусловленности не достаточно не потому, что у мужа и жены не хватит друг к другу любви, уважения, терпимости. Причина в ином. Потенциал человеческой природы и личности в мире после грехопадения существенно ограничен и связан множеством психико-физиологических причин, препятствующих выходу за границы своего «Я», не выпускающих человека из бетонного колодца индивидуализма. Сверхлюдей, ведущих счастливую жизненную автономию, не существует. Есть святые, возросшие в Церкви благодаря Таинствам и личным, порой героическим, усилиям пребывания в Духе Святом. Выход за пределы своей самости и гордыни, преодоление границ своей индивидуальности и обретение надличностной уникальности по образу Святой Троицы, хотя бы между двумя людьми, не возможно в опоре только на земные силы и таланты. Таинство Брака само по себе является фактом этого утверждения.
Семейной двоице в пределах тварного космоса природно-духовное единство дано осуществить только по дару «свыше». Как человек не может прибавить «себе росту, хотя на один локоть?» ( Мф. 6, 27), ибо это противоречит физической природе мира, так мужчина и женщина не могут разорвать греховные узы смертного эгоцентризма и войти в тайну сверхличностного единства, основываясь только на природно-земных талантах. Именно этот особый божественный дар прорастания одной личности в другую подается брачующимся в Венчании. Необходим первоначальный толчок Десницы Божьей семейного колеса любви, правильный вектор движения. Таким образом, единственным условием для природно-духовной синергии мужчины и женщины является венчаный брак в Церкви Христовой. Иной возможности человечеству дано не будет. Исходя из сказанного, становится ясным, что брак самоценен сам по себе и не нуждается в дополнительных обоснованиях. Так же понятно обосновывается возможность повторного брака, но не более того. Божественный Толчок к сверхличному единству двоице может быть дарован раз, другой. Далее природные человеческие силы истощаются. Поэтому в Церки существует "Чин венчания для второбрачных", но нет чина венчания для последующих браков. Для христианина путь к сверхличному опыту остается, он не закрыт, но уже лежит на путях монашеской жизни, на другой духовно-благодатной стезе единства души и Церкви.
Катехизическое определение Таинства Брака
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
История установления Таинства Брака
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих Заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения. В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом "тайной великой" (Еф. 5; 32,33). Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством.
История формирования чина Таинства Брака
Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир. Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет "сынами брачными", а евангелист Иоанн - "друзьями жениха". Невеста являлась на брак в сопровождении женщин. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция. Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует", - свидетельствует Климент Александрийский. Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и "изнутри", и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они "переориентировались" для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов. Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.
Церковно-канонические препятствия к Таинству Брака
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.
1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака. Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.
Дни, когда Таинство Брака не совершается
- в течение всех четырех многодневных постов;
- во время Сырной седмицы (масленицы);
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
- накануне двунадесятых и великих праздников;
- накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
- накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
- накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
- накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.
Кто и где совершает Таинство Брака
Таинство может совершать только законно поставленный "белый" священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может сделать отец.
Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди.
Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства Брака
Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в "своем" храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.
Во многих храмах существует предварительная запись. Сделать запись о времени венчания может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, "череда" которого выпадет в этот день в храме.
С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что "расписаться" нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.
Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, - совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.
За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:
- обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
- так называемую венчальную пару икон:
- с изображением Спасителя;
- с изображением Божьей Матери;
- венчальные свечи;
- рушник (полотенце).
В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.
Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.
Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь красивый головной убор. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.
Таинство Елеосвящения. Соборование
Таинство Елеосвящения - есть Таинство, когда при помазании тела елеем, болящему человеку даруется Духом Святым исцеление для пребывания в Церкви со Христом в единстве с Народом Божьим.
Не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.
В Елеосвящении Церковь приходит к одру болящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала свои возможности. Церковь приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа.
В христианстве болезнь рассматривается как более "нормальное", более "естественное" состояние человека, чем здоровье, ибо в этом мире смертной и изменчивой материи страдания, скорбь и болезнь - обычные условия жизни. Больницы, лекарства и медицинское обслуживание, безусловно, нужны, но только как исполнение христианского долга милосердия. Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление - следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье - высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу.
Катехизическое определение Таинства Елеосвящения
Таинство Елеосвящения есть священнодействие, в котором при семикратном помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и болезни телесные.
Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором священников, с полным числом семи. Таинство Елеосвящения может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем.
История установление Таинства Елеосвящения
Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует евангелист Матфей, говоря о том, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10; 1). При этом апостолам было дано прямое указание: больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10; 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему, которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15).
Видимая сторона Таинства Елеосвящения
- семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
- молитва веры, произносимая священником при помазании болящего.
- возложение на главу больного Евангелия письменами вниз.
- разрешительная молитва от грехов.
Невидимое действие благодати Божьей в Таинстве Елеосвящения
- больной получает исцеление и подкрепление к перенесению болезней.
- ему прощаются забытые и неосознаваемые грехи.
В этом мире всегда будет страдание, хотя бы и сведенное до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28); и призывает: "мужайтесь, Я победил мир" (Ин. 16, 33). В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрело смысл все человеческое страдание, но больше - оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо "Христос воскрес, и жизнь воцарилась".
В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом.
Отпевание
Катехизическое определение чина погребения
Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.
Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».
Другие требы
Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств. Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края», в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста.
Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен (колбасы и прочего) на Пасху. Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами.
Из открытых источников