Пятница, 29 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

7 июля 2018 - Рождество Иоанна Предтечи

img-20180707-wa0078

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – так полностью называется праздник. Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников.

Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан. Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него. Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

 

С праздником Рождества Иоанна Предтечи в народном сознании был тесно переплетен языческий славянский праздник Иван Купала. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими. Например, гадание.

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО: «Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».

В России более 80 храмов освещены во имя Рождества Иоанна Крестителя. И во всех храмах - и не только с именем Рождества Иоанна Предтечи - в этот день проходят богослужение в честь праздника. Праздник начинается 6 июля всенощным праздничным богослужением с литией и полиелеем. А 7 июля  - Божественная литургия, после которой всегда бывает водосвятный молебен.

Так и в этом году, в субботу 7 июля, во временном храме-скинии (палатке), установленном на месте старинной церкви в крепости Орешек, настоятель храма Рождества Святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек протоиерей Богдан Голод совершил Божественную литургию в честь праздника. Ему сослужили протоиерей Сергий Жариков. После Литургии прихожане крестным ходом обошли руинированный храм Рождества Святого Иоанна Предтечи и по завершении крестного хода был совершен молебен.

Несмотря на то, что постоянно моросил слабый дождь, а мощные порывы ветра взметали вверх дождевики и сдували защитные покровы со столов и аналоя с праздничной иконой, настроение у всех было приподнятое. Остров, окружённость крепостными каменными стенами, крики чаек сквозь шум ветра – и над всем этим, под неприветливым серым небом льются слова молитв и пение «Господи помилуй!».

Сердце наполняется невыразимым чувством причастности к чему-то великому и славному. История грозных лет веры, мужества и отваги напоминает о себе руинами крепостных сооружений и храма. Когда-то на этом острове кипела жизнь. Крепость, посад, каналы острова давно изменили свой вид, а некоторые исчезли навсегда.

Но всегда на острове звучали слова горячих молитв к Богу. Трижды перестраивался Божий храм – сначала именовавшийся как церковь во имя Спаса нерукотворного (кстати, временный храм-палатка, в котором проходят сегодня богослужения, поставлен именно на месте первого деревянного храма во имя Спаса), позже, когда сгорела деревянная эта церковь во время шведского штурма– каменная церковь, построенная также, как и первая во времена владычества новгородцев при непосредственном участии Новгородского архиепископа святителя Василия Калики.

Личность этого человека уникальна. В молодости, будучи еще священником Космодемьянской церкви Григорием, Василий Калика совершил паломничество на Святую землю, за что и получил свое прозвище (калика – паломник, странник (стар-русск).

В 1330 году новгородцы «от мала до велика возлюбили» его и избрали по жребию новгородским владыкой. Став после монашеского пострижения Василием, он семнадцать лет управлял новгородской епархией, и деятельность его выходила далеко за пределы церковной жизни.

Архиепископ Василий Калика занимался не только писанием икон и строительством храмов, но он еще и укреплял крепостные стены в Новгороде, строил мосты, занимался дипломатической работой. Это ему обязан Новгород своим примирением с Москвой в 1340 году, когда Василий Калика заключил от имени Новгорода мир «по старым грамотам» с великим князем Симеоном Гордым. Не чужд был архиепископ и ученых трудов.

С годами авторитет святителя Василия стал столь высоким, что митрополит Феопюст благословил его «крещатыми ризами». Этим знаком особого достоинства Василий Калика был отмечен первым не только из числа новгородских владык, но и среди всех русских иерархов.

Ну а белый клобук, посланный Василию Калике Константинопольским патриархом, превратился в сюжет «повести о новгородском белом клобуке», утверждающей, что Русская Церковь является наследницей и Византии, и Римской империи, поскольку клобук этот некогда из рук императора Константина получил первый папа римский Сильвестр.

В Новгороде в 1352 году новгородские бояре и черные люди били челом владыке архиепископу Василию, чтобы он «ехал и устроил башни в Орехове». Василий Калика не стал медлить. Решено было восстановить Орешек в камне. После Ладоги, Копорья, Пскова, Новгорода и Изборска Орешек должен был стать шестой цельно-каменной русской крепостью.

 1352 Каким был Орешек, спроектированный святителем Василием Каликой, археологам удалось выяснить совершенно точно. Из раскопок ясно, что церковь была помещена в центр крепостного двора.

В Орешке московской поры существовали две церкви и два монастыря. Они владели загородными дворами и деревнями. Внутри крепости находилась не сохранившаяся доныне церковь Спаса. На дошедших до нас планах XVII-XVIII веков в юго-восточном углу крепости изображена небольшая, почти квадратная бесстолпная церковь, по-видимому с крестчатым сводом. До конца XVII века это была единственная каменная невоенная постройка внутри крепостного двора. Шведы переделали ее в кирку, пристроив к ней деревянный крестообразный зал. После 1702 года эту церковь Иоанна Предтечи, как ее стали называть, вновь приспособили для православной службы.

В 1757 году, как видно из записей, сохранившихся в Центральном государственном историческом архиве СССР, церковь посчитали неремонтопригодной и, очевидно, около 1770 года ее сломали.

В 1776-1779 годах сенатский архитектор А. Вист, по проекту которого построено здание в Петропавловской крепости для «дедушки русского флота» - ботика Петра I, воздвиг в Шлиссельбурге новый каменный храм Иоанна Предтечи.

С 1802 года не действовал, а в 1822 году разобран.

Новый каменный собор в стиле классицизма возведен в 1826 – 1831 годах. К основному объему с плоским куполом пристроена четырёхъярусная колокольня с высоким шпилем. До 1917 года использовался как гарнизонный тюремный храм. Закрыт в конце 1917 года, использовался как склад.

В 1941 – 1943 годах собор был занят частями советского гарнизона.

Собор сильно пострадал от обстрелов и бомбардировок. Сейчас находится в руинированном состоянии. Именно вокруг него и был совершен описанный выше крестный ход.

По завершении праздничной службы отец Богдан кратко рассказал о значении этого святого места, на котором сооружен временный храм, поблагодарил тех, кто помог обустроить его, поблагодарил всех присутствующих за общую молитву и предложил сфотографироваться на память, а также радушно пригласил прихожан к праздничному постному столу – ведь Петровский пост ещё не завершен! - угоститься бутербродами, пирожками и попить чаю. Ветер к этому времени разогнал тучи, меж белых облаков засияло долгожданное солнышко, и мирное, радостное настроение завладело всеми. Спаси Господь вас, отец Богдан, за заботу и горячую молитву за нас, грешных! Вашими молитвами, и нашим усердием да восстановит Господь постоянные богослужения в храме Рождества Иоанна Предтечи на историческом острове Орешке! Да сохранит и помилует нас Господь!

Катихизатор храма Усекновения главы Иоанна Предтечи - Татьяна Невская.

20180707 10032020180707 142335img-20180707-wa0014img-20180707-wa0013img-20180707-wa0034img-20180707-wa0028img-20180707-wa0067img-20180707-wa0045img-20180707-wa0107img-20180707-wa0093img-20180707-wa0092img-20180707-wa000720180707 135014img-20180707-wa008420180707 14205320180707 14203920180707 143235

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх