Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый поэтому «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой».
Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, которым измеряли свой пост Моисей, Илия, сам Христос; ср. также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост, день за днем, углубляет в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью.
Занимая второе место в ряду постов, будучи первым после Великого поста по продолжительности и значению, Рождественский пост не так строг, как Великий пост. В этом отношении он уступает Успенскому посту. В Успенский пост предписывается уставом более строгое воздержание, чем в Рождественский.
При определении степени воздержания в тот или другой пост церковный устав вдается в подробности, которые хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели
а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как день покаяния и первый день недели, и среду с пятницей, как дни страданий Христовых; и
б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднство воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье.
В этих целях для первых дней (понедельника, среды и пятницы) уставом предписывается в Рождественский пост вторая из существующих в уставе степеней воздержания, так называемое «сухоядение», т. е. воздержание от вареной пищи (за исключением вареной воды) и принятие пищи только раз в день. (Первая степень воздержания – полное неядение; она предписывается уставом только для 4 дней года: понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста и Великой пятницы).
Для субботы же и воскресенья Рождественского поста назначается самая легкая и низкая степень воздержания, равная с точки зрения церковного устава почти полной отмене поста: именно разрешается употребление рыбы. Во весь Великий пост такое облегчение поста (разрешение рыбы) допускается только для двух великих праздников, падающих на этот пост: Благовещения и Вербного воскресения. А в Успенский пост этого разрешение дается только для праздника Преображения.
Для остальных дней недели: вторника и четверга в течение Рождественского поста уставом назначается средняя степень воздержания: так называемое «разрешение вина и елея», т. е. разрешается не только употребление вареной пищи (как в те же дни Успенского поста: «ядим варение без елея», сказано в уставе о вторниках и четвергах Успенского поста), но и с приправой из постного масла и вино.
Вот основные правила пощения в «малую четыредесятницу».
Из этих правил делаются уставом, и нередко, исключения, которые имеют ту же цель, что и самые правила: ослаблением воздержания почтить некоторые дни, как праздничные, или усилением его освятить некоторые дни, как особо печальные.
Для первого случая это - праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот праздник, в какой бы день недели он ни случился, полагается самая слабая степень пощения, почти отмена его: разрешается рыба.
Такое же разрешение дается еще для одного лишь праздника в течение Рождественского поста, именно для храмового праздника, если храмовой праздник падает на этот пост.
Кроме праздника Введения и храмового подобной льготой в отношении поста чтутся и другие попадающие на Рождественский пост великие памяти, дни так называемых «великих» святых, именно:
- евангелиста Матфея 16 ноября,
- Знамения Пресвятой Богородицы 27 ноября,
- св. ап. Андрея 30 ноября,
- преп. Саввы освященного 5 декабря,
- святителя Николая 6 декабря,
- зачатия св. Анны 9 декабря,
- св. пророка Даниила и 3 отроков 17 декабря (даты даны по старому стилю).
Но праздник Введения отличается уставом над этими праздниками тем, что для него дается разрешение рыбы безусловно, в какой бы день недели он ни пришелся, а для тех праздников такое разрешение дается только тогда, когда они не приходятся в понедельник, среду или пятницу; в этом же последнем случае для них дается разрешение только на вино и елей, т. е. пощение ослабляется только на одну степень.
Ослабляя по временам строгость общей нормы пощения для великих праздников, церковный устав, как сказано, усиливает эту строгость для некоторых дней Рождественского поста.
Это он делает для последних дней поста, заключительных, которые служат предпразднством Рождества Христова, т. е. для дней с 20 декабря (2 января н. ст.) по 24 декабря (6 января н. ст.). В эти дни уставом безусловно воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье, падающие на этот промежуток поста.
Такое запрещение налагается на эти дни не только потому, что они заключительные дни поста, но и потому, что они вполне отвечают в Рождественском посту Страстной седмице Великого поста.
Из заключительных дней Рождественского поста естественно наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря 6 января н.ст.), известный под именем сочельника.
Сочельник
Определение: Соче́льник (навечерие) – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). Проводится в особо строгом посте (по обычаю принято не вкушать пищи до появления первой звезды (выноса свечи на богослужении).Происходит от слова «сочиво» – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день.
Литургия в праздник Рождества Христова совершается ночью, в соединении со всенощной службой, после сорокадневного Рождественского поста. Дни от Рождества до Крещенского сочельника (7-18 января) называются святками – в этот период отменяется пост в среду и пятницу.
Рождественский Сочельник. Собственно говоря, сочельник — это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.
Сочельник, видоизмененное сочевник, происходит от слова «сочиво», означавшего, вероятно, кашу из сушеных зерен (круп), как можно заключить из следующего предписания в указе 1590 г. о трапезах монастырей Сергиева и Тихвинскаго в сочельник: «на обеде каша, тертая с соком». Если так, то сочиво – то же, что «коливо» (слово не греческое, судя потому, что вмч. Феодор объясняет его епископу, которому явился во сне; еврейское слово «кали», по произношению западных ученых, и «коли», по произношению самих евреев, употреблено и кн. Руфь 2:14 о каком-то блюде обеда, а в 1Цар. 17:17 о зернах особого приготовления, вероятно, крупе), т. е. сладкая каша из рисовой, пшеничной или другой крупы.
Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво – то же, что коливо (что, как мы видели, почти несомненно), то предложение его на трапезе в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушать коливо. А благословение колива для вкушения уставом положено в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. На Рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, снедается в честь Святейшего из святых людей и Того, в Котором тотчас по рождении Его, по убеждению Православной Церкви, волхвы прозревали тридневного Мертвеца. Спаситель пришел на землю, родился на ней главным образом для искупительной смерти за наши грехи. Поэтому в сочельник полагаются на церковных службах ирмосы Великой субботы: «Волною морскою»:
Волною морскою / скрывшаго древле, / гонителя мучителя, под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися.
Бога, скрывшего некогда морской волной преследователя-палача (фараона), под землёй скрыли (погребли) дети Им спасённых, но мы, как юные девы, поем Господу, ибо славно Он прославился.
Последняя фраза “…но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися” – отсылка к книге Исхода: “И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (ударный инструмент), и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.” (Исх.15:20-21). Конец стихиры вновь возвращает нас к ветхозаветным событиям: сестра пророка Моисея и Аарона – Мариам – повела за собой женщин-израильтянок с радостными гимнами освободившему их Творцу. Их ликование, данное в сравнении с молящимися (“но мы, яко отроковицы”), выражает и нашу радость об избавлении от смерти Христовой жертвой. Так, символически освобождение израильтян и наше освобождение через Христа объединились в тексте вокруг евангельских событий.
Текст ирмоса принадлежит византийской поэтессе IX века – инокине Кассии. Инокиня Кассия – удивительная фигура в истории Византии. Она стала единственной женщиной, чьи творения вошли в богослужебные книги и исполняются по сей день. Известно, что император Феофил хотел жениться на ней, однако, смутившись ее мудростью, выбрал другую невесту. После этого Кассия построила монастырь и посвятила свою жизнь Богу, сочиняя множество гимнов, стихир и других сочинений.
В сочельник Рождественский читается евангелие из притчи о зерне горчичном, без сомнения, потому, что Спаситель сравнивал с зерном Себя в отношении пришествия на землю («аще зерно пшенично, пад на землю» ...) и смерти на ней (...не умрет, то едино пребывает» и т. д. Ин. 12:24).
Вкушать эту небогатую пищу положено в сочельник только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, и после вечерни, вечерни уже Рождественской, когда, значит, уже начался церковный день Рождества. Таким образом часть сочельника, принадлежащая к церковному 24 декабря (6 января), проходит в полном неядении.
Но если сочельник приходится в субботу или воскресенье то в день его «пост не бывает» (по выражению устава), т. е. вкушение пищи дозволяется ранее вечера, именно: «по отпущении литургии снедаем по уломку хлеба и от вина вкушаем мало», а после вечерни «ядим совершенно», т. е. бывает настоящая трапеза. С такою пунктуальностью и истинно-отеческою заботливостью определяет устав степень воздержания в каждый день Филиппова поста.
Телесное воздержание, ограничение себя известным (более скудным и менее питательным) родом пищи, по взгляду Православной Церкви – только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной поста является то духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. Такое содержание каждому посту дается священными воспоминаниями, соединяемыми с днями его, и церковными службами в период его.
Ну, и в завершении. Что ожидает верующих в этот день в храме?
6 января, утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Тропарь, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума, / в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Как правило, находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, попостятся, как говорится, построже.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 или с 8 часов вечера.
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.
Многие верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
По окончании праздничной Литургии начинается праздничное застолье. Лучше всего разделить праздник с ближними: и вместе в храме, и дома. Праздник объединяет, радость праздника усиливается в компании единомышленников. Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес.5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества? Хороший вопрос. Но это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.
Вечерняя служба в великие праздники в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
Татьяна Невская, катехизатор
По материалам открытых источников сайта Православие.