Просветительница Грузии святая Нина трудилась в равноапостольном служении тридцать пять лет.
Сколько надо иметь веры в Бога, преданности Ему, чтобы совершать подобное служение!
Благовествовать учение Христово, да ещё и в неизвестной стране, неизвестным людям со своим особым укладом жизни – это само по себе уже подвиг, потому что вся история Церкви показывает, как часто проповедники Христовы подвергались за Слово Божие преследованиям, избиениям, заключению под стражу.
Апостол Павел по этому поводу пишет: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор 4:11-13).
Истинные последователи Спасителя жили в постоянной опасности смерти и не страшились ее. «Для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение», – говорит апостол Павел (Фил 1:21). Такова была и равноапостольная Нина. Она была такой же немощной, как и все, но имела глубокую веру в Бога, поэтому и могла всё в укрепляющем её Иисусе Христе (ср.: Фил 4:13).
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Благоверная была родом из знатной семьи в Каппадокии. Её отца звали Завулон, он был величайшим полководцем императора Рима Максимиана, сумевший обратить в веру Христианскую десять Гальских княжеств. Мать Нины – сестра Патриарха Иерусалима – Сусанна.
Когда Преподобной исполнилось 12 лет, Завулон раздал личное имущество и отправился в уединение в пустыню Иорданскую, а его жена Сусанна посвятила себя служению людям – ухаживала за бедными и немощными. Патриарх Иерусалима отдал племянницу на воспитание благоверной христианке, которая служила у Гроба Господня.
Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19: 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица ей пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесён мцхетским раввином Элиозом в Иверию (Грузию).
Элиоз был раввин из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. И вот в год казни спасителя он отправился с паломничеством в Иерусалим. Его сестра Сидония (впоследствии - первая по времени святая Грузинской Церкви – блаженная Сидония, мцхетская иудейка), ранее услышав о Христе и всей душой уверовав в него как в Мессию и Спасителя мира, умоляла брата привезти во Мцхету какую-нибудь вещь, принадлежавшую Христу. Элиоз в день казни Спасителя был у Голгофы и купил Хитон Господень у воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхету. Сидония, взяв Хитон, стала целовать его со слезами великой скорби, потом прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никто из людей, собравшихся посмотреть на чудесную смерть девушки, не мог освободить из ее рук одежду Христову. Элиоз через некоторое время тайно похоронил сестру вместе с Хитоном. Долгие годы никто не знал, где находится эта могила.
Узнав от старицы, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
Обвив святой крест прядью своих волос, с этим драгоценным даром Богоматери она пошла на север. Проходя через Армению, она остановилась на некоторое время в женском монастыре. Какое-то время она прожила там, а затем пошла дальше к Грузии. Вскоре после ухода ее из монастыря все монахини, числом более тридцати, были преданы мученической смерти, а Нина была сохранена Провидением Божиим для будущей проповеди.
Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхеты, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы местные идолы. Это явление сопровождалось сильной бурей. Народ, приписывая то неизвестной пришелице, готов был убить ее, но она сохранена была десницей Божией.
Войдя в Мцхету, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265—342), внимая наушениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхету. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой.
В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.
Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень. Уже придя в Иверию, она узнала, что на месте могилы Сидонии вырос могучий кедр. Многие чудеса уверили святую, что это то место, где находится риза Господня.
Тогда на этом месте был возведён первый в Грузии храм. При сооружении его были использованы столбы из спиленного кедра. Над могилой Сидонии воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»). Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви.
Из жития Святой Нина мы знаем, что после того, как царь Мириан принял христианство, ему во снах явились 4 звезды, которые разлетелись к четырем горам в разных уголках Грузии. На вершинах трех гор поставили кресты, а последний собирались установить где-то рядом с Бодбе. Вот сюда и отправилась святая Нина по приказу царя Мириана. Доподлинно неизвестно, был ли поставлен крест.
Святая остановилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений.
Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 347 году, прожив полных 66 лет.
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте царь Мириан основал, а сын его царь Бакур завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия.
(Подробнее о храме – см. https://www.pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny-fotoreport/).
Немудрено, что со временем вокруг небольшого храма возник монастырь, быстро ставший важным культурным центром региона. Бодбийский монастырь известен не только во всей Грузии, но и далеко за её пределами. Ведь в этом месте похоронена святая Нина, принесшая христианство в Грузию. Монастырь Бодбе расположен в одноименном селе над Алазанской долиной, рядом с городом Сигнахи.
Долгое время Бодбийская епархия была одной из самых знаменитых и богатых в Грузии, пока в 1837 г. после отмены автокефалии грузинской церкви российская администрация не ликвидировала епархию. Здесь остались служить несколько монахов, отобрали землю и монастырь пришел в упадок.
В 1889 году, побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных областей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300, которые своим праведным трудом и молитвами превратили Бодбе в крупнейший монастырь в Кахетии.
Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины.
Тропарь равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю/ и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая,/ пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я pавноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Хpиста́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2
Прииди́те днесь вси́,/ воспои́м избра́нную от Христа́/ равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва,/ му́друю благове́стницу,/ лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живота́ и и́стины,/ Богома́тере учени́цу,/ усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу,// Ни́ну прехва́льную.
Величание равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная Ни́но,/ всю страну́ Иверскую све́том Ева́нгелия просвети́вшую // и ко Христу́ приве́дшую.
Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́
Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его в плод мног! Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку твоему́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный Крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми власы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огради́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вразуми́ враго́в Святы́я Це́ркви Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует правосла́вному наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят Всесвято́е Его́ и́мя ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Материал подготовила из открытых источников
Татьяна Невская, катехизатор