Это древнейший праздник, посвященный святому Иоанну. Он имеет Божественное происхождение. Бог просветил отцов Церкви, вразумив их назначить этот праздник после дня святого Богоявления, чтобы почтить святого Иоанна, крестившего Христа.
Пророк Иоанн – «величайший святой» нашей Церкви (конечно же, вне сравнения только Пресвятая Богородица, которая выше всех святых.) Он – «больший из рожденных женщинами» (Мф. 11:11). Он являет собой воплощение человеколюбия и любви Христа, друга грешников, проповедника покаяния, пустынную горлицу. В каком бы уединении мы не находились в городах и других поселениях, нам следует помнить, что святой пророк Иоанн всегда сопровождает нас, становясь для нас замечательным спутником.
На праздник Церковь созывает Собор верующих, дабы почтить память Святого Предтечи как наставника, крестившего Господа в реке Иордан. С точки зрения порядка богослужения, название «собор», относящееся к празднованию одного лица (например, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и т.п.), подразумевается совокупное (собранное) прославление в одной службе всех благодеяний и чудес, явленных этим лицом человечеству.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Он, по словам Блаженного Авгстина, епископа Ипонийского, «всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна».
Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.
Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил предвозвестил о его рождении в храме священнику Захарии. Испрошенный молитвами благочестивой четы, до преклонных лет лишенной детей, младенец Иоанн был исполнен благодати Святого Духа.
Спасенный, по милости Божией, от смерти, постигшей младенцев в Вифлееме, он возрос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой.
В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом (Мал.4:2).
Свою жизнь святой Иоанн Предтеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода в беззаконном сожительстве с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, за что был заключен в темницу и обезглавлен (Мф.14:1-10). Святое тело Иоанна Предтечи было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, где совершилось злодеяние.
В тот же день, 20 января, вспоминается и перенесение честной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь (956). Это было совершено в X веке, в годы правления императоров Константина Багрянородного и его сына Романа II.
Святой Иоанн был похоронен в Севастии, городе, находящемся близ Антиохии Сирийской и Киликии в Малой Азии. Евангелист Лука отправился туда и забрал честную десницу Иоанна Предтечи. Святой Лука очень любил его и посвятил ему наибольший отрывок в своем Евангелии, ибо святой Иоанн есть начало евангельской истории. Взяв мощи, Лука отправился к себе на родину в Антиохию Сирийскую.
И здесь мощи святого Иоанна Предтечи совершали великие чудеса. Многие души они привели ко Христу, отвратили от греха, даровав им покаяние и благодать. Они творили различные чудеса: изгоняли демонов, исцеляли больных и расслабленных, давали людям душевное и телесное здравие.
Как сообщает синаксарь за 20 января, в горах Антиохии жил огромный змей. Местные простодушные язычники ему поклонялись, принимая его за божество. Каждый год змею приносили человеческую жертву, которую выбирали, бросая жребий. И однажды эта участь постигла дочь некоего христианина. Ее должны были бросить змею и обречь на гибель. Христианин был убит горем. Не зная, как поступить, он обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и святому Иоанну Предтече. И накануне страшного богоненавистного действа он пошел поклониться мощам святого. Припадая со слезами к честной деснице, он откусил от нее большой палец и забрал с собой. Никто не остановил его. На следующий день, незаметно держа в руке большой палец десницы святого Иоанна Крестителя, этот человек повел свою дочь к тому месту, куда за ней должен был приползти змей. Множество людей собралось здесь в ожидании этого ужасающего и жестокого зрелища. И когда змей выполз из своего убежища и устремился к жертве, отец бросился и встал перед ней. Когда же змей открыл свою пасть, чтобы проглотить несчастную девушку, отец бросил туда палец великого Иоанна Предтечи. И что же случилось? В ту же секунду змей разорвался и исчез. Все окружающие, в особенности отец с дочерью, были поражены и растроганы. Они возрадовались, прославили и возблагодарили Бога и Его великого Предтечу Иоанна. Многие язычники были обращены в христианство. Все они вместе с удостоившимся великой милости отцом собрали камни и воздвигли церковь святого Иоанна Предтечи.
Свидетелями чудес стали и византийские императоры, в частности, Константин и Роман Багрянородные (945-959). Они желали, чтобы десница святого Иоанна находилась в Константинополе. Всевидящий Иоанн Предтеча, узнал их намерения и возрадовался. И когда в храме, где хранилась десница, совершалось освящение воды, святой Иоанн вразумил диакона Антиохийской церкви Иова забрать десницу. И в момент, когда прихожане сосредоточенно молились, диакон взял честную десницу и доставил в Константинополь. Это была, своего рода, кража во благо. Это случилось по вразумлению святого Иоанна.
Чудесным образом десница была принесена в Константинополь 7 января (по старому стилю), в день празднования Собора Иоанна Предтечи, день его памяти. Диакон сохранил содеянное в тайне, чтобы избежать преследования. Ведь это была, поистине великая реликвия. «Руку твою прикоснувшуюся пречистому верху Владычню», – поется в стихире Девятого часа.
Императоры узнали об этом и поспешили встретить великого Крестителя. Императоры взяли святыню и отнесли в дворцовую церковь. Они благодарили святого Иоанна, узнавшего их намерение, услышавшего их молитвы и пришедшего к ним. И каждый год 7 января все императоры бессмертного Константинополя праздновали перенесение мощей святого Иоанна.
Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах.
Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе.
В конце XIV – начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима.
По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.
В деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню.
Когда император Павел I (1796–1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.
Этот праздник занесен в минеи, поэтому чтим его и мы. Многая лета всем, празднующим это великое событие!
Тропарь пророка Иоанна Предтечи, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже, за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак пророка Иоанна Предтечи, глас 6
Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся;пророческое же служение исполняя, Иоанн трепетом спряташеся; Ангельския чини ужасахуся, зряще Тя, во струях плотию крещаема; и вси, сущии во тьме, озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор
Источник: открытая информация портала https://www.pravmir.ru/