Полное название праздника - По пло́ти обре́зание Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́.
По важности православных праздников – это один из пяти великих Господских праздников.
Праздник Обрезания Господня, входящий в цикл рождественских праздников, которые раскрывают догмат богоявления и боговоплощения, впервые упоминается в источниках уже второй половины IV века и совершается в восьмой день от Рождества (1 января ст. ст.). В Римской Церкви день Обрезания Господня является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 по предложению Богословского факультета Сорбонны) и "Октавой" Рождества Христова (отдание Рождества).
Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомками: Быт.17:11-12 «обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…». В ветхозаветные времена таинство обрезания приравнивалось к современному таинству крещения. Фактически это был праздник исполнения Божьего Закона.
"А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия", – так предельно лаконично сообщает евангелист Лука о важнейшем для каждого иудея религиозном обряде (Лк 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода персидских магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет.
Для чего Иисус Христос принял Обрезание?
Как известно, иудеи были чрезвычайные «законники». Ведь они и распяли-то Господа в конце концов потому, что Он представлялся им «противником» закона. «Разрушает закон, – кричали они против Него. – А сверх сего еще и Богом Себя делает». Это уж казалось им верхом беззакония.
И потому всякому, кто (как Господь) хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона. Иначе они и слушать бы не стали; если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию (Христа), потомка Авраамова. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон.
Закон, данный Богом, нужно было исполнять ещё и потому, что он сделался привычкою и у людей, у народа. Обычаи – великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами родители Господа – Иосиф и Пречистая Дева Мария – не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями.
День обрезания Господня - это и Его именины, то есть день Его имени, потому что при обрезании давалось у евреев имя. Имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное.
Какое же имя получает Господь? Он пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет – оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель (Иисус – греческое слово от еврейского) – Иехошуа, что значит «Бог спасение его», или еще короче – «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу тоже самое. При крещении Отец возглашает: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:22), то есть Иисус Христос есть Бог. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем».
Иначе говоря, в имени Его наименовано то, что совершалось обрядом – обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» – по Отцу Своему.
Важно отметить и то, что принятие Иисусом обрезания являлось подтверждением его человеческого естества и не давало возможности появляться различным еретическим домыслам по этому вопросу. Св. Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с еретиками (гностиками), отрицавшими реальное (то есть по плоти) боговоплощение, указывал, что "Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Мари, в обычное для чревоносимых младенцев время, обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке плоти".
Если Христос родился по плоти иудеем и исполнял иудейский закон, то понятно, почему Он Сам обрезался; но как мы должны подражать Ему? Почему сейчас это остается важным для нас?
Обрезание — это был обряд, который обозначал вступление в завет с Богом. Это был Завет Ветхий. И Господь вошел в этот завет для того, чтобы изнутри его дать нам Новый Завет.
Но почему так нужно, чтобы сначала был Ветхий Завет, а потом Новый? Господь это Сам объясняет в Евангелии, когда говорит: “Любяй Мя заповеди Моя соблюдет”. Это очень важные слова, это единственные слова в Евангелии (других на эту тему нет), которыми Господь объясняет, что значит — любить Бога, что означает любовь Божия, которая есть высшая добродетель.
Это, оказывается, соблюдение заповедей.
Люди очень часто думают, что любовь Божия — это когда они испытывают чувства, когда у них эмоции, только направлены они к Богу. Но это любовь не только не Божия, а блудная и греховная. Потому что такими же чувствами, обращенными к разным мирским объектам, невозможно истинно любить Бога. Ничего общего ни с какими эмоциональными состояниями любовь Божия не имеет. В Писании ясно говорится о любви, которая тесно связана с действиями.
Следовательно, любить Бога – значит исполнять Его заповеди, Его волю, то есть делать то, чего хочет Бог. Иисус ясно об этом сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15).
Заповедь —это понятие, взятое из закона, потому что заповедь содержит указание Господа на то, что что-то надо делать, а иначе будет какое-то наказание. Любовь Божия к этому, конечно же, не сводится, но критерием ее — т.е. тем, что обязательно в ней присутствует и без чего ее не бывает, — является именно исполнение заповедей. Потому что тот, кто любит Бога, начинает исполнять заповеди, а потом совершает и многое богоугодное из того, что не заповедано в обязательном порядке.
Итак, подражание Богу – это исполнение заповедей.
Господь, принимая обрезание, показал пример исполнения закона. Это говорит о том, что достижение больших духовных высот вначале складывается из исполнения заповедей: чтобы молитва, сказанная своими словами, была богоугодной, необходимо освоить их церковный чин; чтобы почувствовать свободу в духе, нужно научиться дисциплине повиновения; чтобы стать беспристрастным, нужно научиться бороться со страстями. То есть, чтобы стать христианином Нового завета мало принять крещение, нужно освободить себя от ветхозаветного понимания жизни.
Материал подготовила по открытым источникам портала Православие
Татьяна Невская, катехизатор