Это особенный праздник, смысл которого очень многими православными христианами утерян и утрачен.
Можно сказать, то этот праздник включает в себя два праздника: память праведного Иосифа Обручника и праздник в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня.
Память Иосифа Обручника появилась в этот день уже в довольно позднее время, в Византии, в которой после каждого великого праздника положено было праздновать отдельно память тех, кто имел к этому великому празднику особое отношение. Святой Иосиф Обручник, разумеется, был в числе тех, кто имел особое отношение к Рождеству Христову, и поэтому на второй день по Рождестве Христовом был Собор Пресвятой Богородицы, т.е. праздник в честь Божией Матери, и вслед за тем особый праздник в честь Иосифа Обручника.
А вот праздник в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня, — это праздник древний; только не древняя дата его празднования, потому что в древности он праздновался в Иерусалиме 25 декабря, а Рождество Христово в этот день никогда не праздновалось; в Иерусалиме вообще только в 6-ом веке стали праздновать в этот день — правда, к этому времени и уже во всем мире в этот день праздновали Рождество, а до 4-ого века Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением, 6 января, и эти праздники не разделялись.
Праздник 25 декабря в Иерусалиме был большим, и поэтому, когда дата эта оказалась занятой Рождеством Христовым, праздник не отменился, а просто был перенесен на другой день — на ближайшее к Рождеству воскресенье, которое попадает в период попразднства Рождества.
Что же это за праздник 25 декабря? Какой смысл имеет празднование памяти святых Давида-царя и Иакова, брата Господня? Ведь они жили в совершенно разное время; конечно, они имеют отношение к Рождеству Христову, но святой Иаков имеет к нему не большее отношение, чем остальные дети праведного Иосифа; а память царя Давида и так уже праздновалась и в Неделю святых отец, и в Неделю святых праотец, — и зачем же еще один праздник?
А дело в том, что был праздник Святого Сиона, и в Иерусалиме во дни праздников все верующие собирались в каком-то особом месте, где и происходило празднование. И в это день, 25 декабря, празднование происходило на Сионском холме.
Почему же там? В Святой Земле много древних гор, и на каждой из них когда-то непременно происходило нечто важное и значительное. Хермон и Хеврон, Кармель и Фавор, Храмовая, Масличная, Голгофа — на вершинах и склонах этих гор творилась своеобразная история Израиля.
Но символом государства стала другая гора, которая сейчас и на гору-то не похожа — так, холм. Слишком много времени прошло с тех пор, как здесь стояла крепость доеврейского народа иевусеев, основавших город Иевус, который мы знаем, как Иерусалим. По-видимому, гора Сион неплохо подходила для обороны будущего Иерусалима — царь Давид, во всяком случае, оценил, когда взял город вместе с крепостью. И гору стали называть Град Давидов. Потому что царь Давид основал Иерусалим как Святой Город, т.е. он взял это поселение, где издревле был какой-то город, и сделал его столицей будущего ветхозаветного царства и, самое главное, тем городом, в котором должен был быть построен Храм. Только Господь сказал, чтобы Давид сам этот Храм не строил, и Давид только собрал для него материалы, а сам Храм построил уже царь Соломон.
Но тем не менее, основателем Сиона таким образом стал царь Давид.
И почитание Сиона, почитание того Храма, который прообразовал нашу Церковь, все равно связано с царем Давидом. Существуют христианские гимны, посвященные горе Сион: «Гора Сион, гора святая» и «На гору Сион».
И по преданию, которое до сих пор сохраняется, именно на этом холме, которые издавна почитался христианами, находится могила Давида. О подлинном месте захоронения Давида до сих пор ведутся ученые споры. По разным источникам, на могилу легендарного Царя претендуют Вифлеем, окрестности озера Киннерет, долина Кедрон — кроме, собственно, Иерусалима (но и в нем Давид по разным мнениям лежит в разных местах). Споры эти интересны только самим спорящим — а для верующих это вопрос веры.
Гробница Давида на горе Сион сейчас почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Она пережила все склоки: над ней ссорились и иудеи с христианами, и христиане с мусульманами, и мусульмане с иудеями. На месте иудейской постройки над гробницей возникла византийская, персы ее разрушили, крестоносцы отстроили, в XIV веке именно в этом месте затеялись строиться еще и францисканцы, что очень не понравилось иудеям, францисканцев прогнали мусульмане, но те упорно пытались откупить себе священное место, пока мусульманам это не наскучило и они не построили здесь в честь Давида свою мечеть, простоявшую до Войны за независимость Израиля в 1947-1949 гг. Наибольшую популярность за все время своего существования Гробница имела в 1948-1967, когда Старый Город Иерусалима был оккупирован войсками Иордании. Евреям со всего мира стала недоступна Стена Плача — и молиться они шли сюда, на Сион, к Давиду. Сейчас в религиозный комплекс на горе Сион входят и мечеть, и церковь, и синагога.
В новозаветные времена на горе Сион проживал ученик Христа Иоанн, и в его доме, как было завещано Иисусом, доживала свои дни Богоматерь. Скончалась она в возрасте 72 лет, о смерти своей знала и ждала ее, радуясь будущей встрече с Сыном.
В 414 г. на месте дома Иоанна была построена византийская базилика, названная Святой Сион. Она повторила историю всех христианских храмов Святой Земли — достояла лишь до персидского нашествия в 614 г., затем восстановлена, разорена вновь, отстроена крестоносцами в начале XII века — они назвали ее Святая Мария на Горе Сион — и окончательно превращена в развалины мусульманами в первый год XIII.
Храм, который стоит здесь сейчас, совсем «молод» — его строительство началось в 1890 году по инициативе немецких братьев ордена св. Бенедикта и закончилось в 1910.
Главная святыня храма Успения Пресвятой Богородицы на горе Сион — подземная крипта, где находится камень, на котором закончила свой земной путь Богоматерь. Камень прикрыт саркофагом со скульптурой, почившей из дерева. Лицо и руки Богоматери — из слоновой кости, а она выглядит поразительно молодо для 72 лет.
Купол крипты украшен шестью мозаичными медальонами, с которых смотрят на камень Успения шесть ветхозаветных великих женщин:
¾ Ева, старшая сестра Моисея,
¾ Мариам-пророчица,
¾ отчаянная Иаиль, убившая в своем шатре ханаанского военачальника Сисара,
¾ Юдифь, совершившая тот же подвиг — но с ассирийцем Олоферном,
¾ праведница Руфь, прабабка царя Давида, и
¾ заступница своего народа перед царем Артаксерксом — Эсфирь.
Монастырь при церкви сейчас называется Аббатство Сионa Святой Девы Марии.
Прямо над Гробницей Давида находится еще одна святыня: горница Тайной Вечер - Сионская горница. Здесь ли происходил последний ужин Христа с учениками, тоже вопрос спорный. Но с крестоносцами, взявшими Иерусалим, спорить было некому, поэтому они соорудили свою церковь там, где считали нужным. В 1335 церковь досталась францисканцам, в XV веке — мусульманам и «переоделась» в мечеть, внутри оставшись совершенно готической. Сейчас это пустое, просторное, светлое помещение — впрочем, пустым оно бывает только в «нерабочие» часы: обычно тут толпятся паломники и туристы.
Вот там же, на Сионе, был первосвященником Иаков, брат Господень. Церковное предание говорит о нем, что он был первосвященником Ветхого Завета и одновременно Господним братом по плоти, т.е. сыном Иосифа Обручника от первого брака, и он стал главой — об этом говорит и книга Деяний Апостольских — христианской общины в Иерусалиме. А христианская община в Иерусалиме была, естественно, самой главной в первом и втором поколениях христиан.
И поэтому Сион, Сионская горница, где изначально собирались христиане, как об этом повествуется в книге Деяний Апостолов, была не только первым постоянным святилищем Ветхого Завета, заменившим переносную скинию, сопровождавшую израильтян во время их странствия по пустыни, но стала также и первым центром христианской жизни, первым христианским храмом.
И если ветхозаветный Сион был избран Давидом, то новозаветный Сион был избран Иаковом, который стал там первым первосвященником. Поэтому неудивительно, что память и того, и другого совершалась на Сионе.
Пророк Исаия говорит: “От Сиона изыдет закон”. Если буквально понимать эти слова, то можно подумать, что речь идет о Ветхом Завете. Но мы знаем, что Ветхий Закон был дан вовсе не на Сионе, а гораздо раньше, при Моисее на горе Синай. И в Послании апостола Павла к Евреям мы можем прочесть целое рассуждение о Синае и о Сионе, где Синай является символом Ветхого Завета, а Сион — символом Нового Завета. И в этом месте Послания к Евреям показывается, насколько Новый Завет превосходит Ветхий, и превосходство Нового Завета показано как превосходство Сиона над Синаем. Но главный смысл пророчества не в превосходстве, а в том, что от Сиона выйдет новый закон, т.е. Новый Завет, — что и произошло во времена Иисуса Христа.
Таково догматическое содержание христианского почитания Сиона.
Дарование Завета христианской Церкви, превращение ветхозаветной Церкви в новозаветную является содержанием сегодняшнего праздника.
По материалам открытых источников
подготовила Татьяна Невская, катехизатор.