Крещенский Сочельник (Сочевник) — это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» — постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво — это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерием Крещения Господня или Навечерием Богоявления.
Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением 13 паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год.
В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник — это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет.
В паремиях, читаемых во время службы, показано, какое значение имеет вода в жизни человека, земли, и, вообще, всей Вселенной, а самое главное, в деле домостроительства нашего спасения. Например, в первой паремии говорится о том, как вода покрывала землю «и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), оживотворяя ее, наполняя ее Божественной благодатью, делая ее способной к дальнейшему созиданию этого видимого мира.
В следующей паремии говорится о том, как народ еврейский был избавлен от египетского плена, когда расступилось Красное море и «воды же были… стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14,22). Море стало словно стена с двух сторон так, что богоизбранный народ мог пройти, а, когда гонящиеся за ним колесницы фараоновы вошли на дно моря, то вода опять соединилась и поглотила преследователей. Так было показано, что через воду совершилось избавление, спасение целого народа. И еще одно чудо, совершившееся через воду, когда евреи пришли в пустыню Сур, а там воды были очень горькие, так что народ стал роптать. По повелению Божию Моисей бросил часть дерева, и вода стала сладкой и приятной, - «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:25). И это древо, брошенное в воду, символизировало то древо Крестное, которым Господь нас спасает.
Дальше в одной из паремий из Книги Царств говорится о том, как Илия и его ученик Елисей милотью разделили воды Иорданские, или о том, как исцелился, окунувшись в них больной проказой Нееман, знаменитый военачальник Сирийского царя.
Зачем нам предлагаются здесь ветхозаветные образы чудного действия благодати Божией, совершаемые через воду? Затем, чтобы тем самым подготовить нас к Великому освящению воды. После Литургии совершается Великое освящение воды, которое бывает только один раз в течение года в эти дни - в Навечерие и в сам праздник Крещения Господня.
Важно помнить, что крещенская вода, а по-гречески она называется "агиасма", что значит великая святыня, это не магическая жидкость и не приворотное зелье. Церковь всегда выступала против любого оккультного использования крещенской воды, тем более в такой большой праздник как Крещение. Это вода действительно святая. Такого нет в учении Церкви, но из практики известно, что она странным образом не портится очень долгое время.
Но как поступить, если хочешь пользоваться новой крещенской водой, а старую еще не израсходовал? В таком случае лучше новую подливать к старой. Но если все-таки по каким-то причинам человек решил избавиться от крещенской воды, то лучше вылить ее на землю туда, где ее никто не сможет попрать. Можно использовать старую воду, чтобы еще раз окропить ею свое жилище, добавить в пищу, а вот мыться или окатывать себя ею как из душа не стоит.
И этой святой водой, придя домой, нужно окропить свое жилище, причем окропить даже те места, которые называются «скраденными», - то есть туалет, а также помещение, место работы. Все помещения в этот день должны быть освящены. Сегодня освящается абсолютно все.
В популярной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» есть рассказ о том, как совершали Богослужение новомученики и исповедники Российские. У одного из них спросили: «А как же, батюшка, вы освящали воду в день Крещения? Ведь молитвы на Крещение читаются однажды в год, и они очень длинные?», на что получили такой ответ: «А нам и не нужно было помнить эти молитвы. Ведь если хотя бы в одном месте Вселенной в православном храме совершается Чин великого освящения воды, то по молитвам Святой Церкви освящается и «всех вод естество» – вся вода в мире делается крещенской и святой.
В этот день мы брали воду из любого источника, и она была нетленной, благодатной, крещенской. И, как всякая крещенская вода, не портилась по многу лет».
Но если в этот день освящена вся вода, нужно ли идти в храм? Из этого рассказа никак нельзя сделать вывод, что тем, у кого есть возможность посетить храм Божий, можно просто набрать воды из-под крана. Вода освящается молитвой всей Церкви и для верных чад Церкви, поэтому всякий, кто имеет возможность прийти в церковь, должен это сделать. Если нет такой возможности, нужно попросить кого-то сходить за водой в храм, если же поблизости нет храма, то только в этом случае можно воспользоваться примером новомучеников.
Взаимосвязаны ли Праздник Крещения и Таинство Крещения? Да. На заре христианства это был один из немногих дней в году, когда совершалось Крещение бывших язычников, и они, пройдя многолетнюю подготовку-оглашение, становились членами Церкви.
И даже сейчас на Богоявление во время Литургии можно услышать, пожалуй, одно из красивейших и древнейших песнопений: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Аллилуйя!». Этот гимн напоминал людям, которые только-только вышли из крещальной купели, что теперь смысл их жизни составляет только Христос, и все остальные ценности рассматриваются только через призму Его учения. По большому счету, 6 января – это именно тот день, когда Церковь с особой силой говорит о том центральном месте, которое занимает в жизни человека Таинство Крещения.
Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения. К сожалению, сейчас многими это восприятие праздника Богоявления утрачено, и на первое место ставится иная цель – заполучить заветный сосуд с водой, которую священнослужитель торжественно освящает во время богослужения. Но как бы там ни было, Богоявление – это именно крещенский праздник, несущий очень важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись невозможно.
Крещенские купания – имеют ли они сакральный смысл, или это сугубо народная традиция? Какого-то магического или сверхъестественного значения они не имеют. Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой для того, чтобы очистить себя от душевной скверны. По вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна.
Из открытых источников портала Правмир материал подготовила
Татьян Невская, катехизатор