Пятница, 22 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

14 января - день памяти Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

3Сегодня Православная Церковь отмечает двойной праздник — Обрезание Господне и память святого Василия Великого, — причем богослужебный устав сегодняшнего дня таков, что праздник Василия Великого едва ли не более важный, чем Обрезание Господне, хотя и Обрезание Господне это важный праздник, связанный с Рождеством, который замыкает празднование Рождества Христова на восьмой день, фактически завершая его попразднство.

Но праздник святого Василия Великого, память которого совершается сегодня потому, что это день его кончины, для Церкви тоже настолько важен, что сам по себе является большим праздником.

     В чем же дело? Почему Василий Великий считается одним из самых главных столпов Церкви?

Если назвать даже не десять, а меньшее число святых отцов, на учении которых стоит Православная Церковь, которые особенно утвердили веру, то какое бы, сколь угодно малое, число мы ни выбрали, туда обязательно войдет святой Василий Великий.

 

    Почему же так? Что же он такого сделал? Он во многом был современником и последователем святого Афанасия Великого, который тоже был великим святым отцом, и можно спросить так: если уже был Афанасий, то зачем был нужен Василий? Если исключительные заслуги в богословии были у Афанасия Великого, который обличил Ария и арианство, главную ересь того времени— то зачем же нужен был еще и Василий Великий? В чем его исключительное значение?

     А значение его в том, что он не просто вместе со святым Афанасием был опорой Церкви в этих самых бурях, в которых она находилась фактически в течение всей его жизни; не только в том, что он был богословом, который продолжал дело святого Афанасия и раскрывал те аспекты церковного учения, которые искажались еретиками, особенно арианами; но в том, что именно он, а также его ближайшие соратники - святые Григорий Богослов и Григорий Нисский — Григорий Нисский был его младшим братом и воспитанником, а Григорий Богослов был его близким другом, — он создал, можно сказать, целую систему христианского богословия.

   Кратко житие. Известно, что он происходил из знатной семьи. Пятеро его братьев и сестёр стали святыми. Он родился около 330 года в семье юриста и оратора. Его прародители были мучениками, которые погибли во время преследования христиан при императоре Диоклетиане. Его отец, как состоятельный человек, отдал Василия на обучение. Святой Василий стал юристом, что заметно в его стиле письма – он всегда точно выражал свою мысль.

Но вернувшись после учебы домой, в Каппадокию, и поработав юристом, он с помощью своей сестры Макрины, которая тогда уже была монахиней, а позже игуменьей монастыря, начал тянуться к аскетической жизни. Сосредоточивался на посту, исследовал Священное Писание, ездил в духовные путешествия по монастырям Египта, Палестины, Сирии и Месопотамии, изучая реальную жизнь праведников и святых.

     В своих путешествиях Василий много проповедует и постепенно становится по духу истинным христианином и решает окончательно посвятить свою жизнь христианству. Вместе с известным в то время языческим учителем Еввулом, принявшим идеи Василия и последовавшим за ним в Иерусалим, Василий принимает крещение в Иордане. Тогда Св. Василию было не менее 25 лет.

     С этого момента начинаются чудеса и подвижничество в жизни Василия. В момент крещения на него снизошла молния и из нее вылетел голубь и, погрузившись в воды реки, голубь, всколыхнув водную гладь, улетел в небо. Все многочисленные присутствующие на крещении тогда затрепетали и восславили Бога.

     Василий некоторое время пребывает в Константинополе, в Антиохии он становится пресвитером и затем перебирается в Каппаддокию, на свою родину – в Кесарию. Архиепископу Кесарии Леонтию о его появлении было явлено сновидение о том, что он идет в этот город и, что Василий станет в Кесарии архиепископом, что впоследствии и произошло. Василий быстро становится очень уважаемым и почитаемым среди прихожан и горожан Кесарии.

     После проявленных местным духовенством актов зависти, Василий покидает Кесарию и отправляется в Ионийскую пустыню стяжать святой дух и увлекает совершить этот духовный подвиг и своего друга Григория. Именно в это непростое время, изучая священное писание и терпя лишения и голод, Василий и Григорий составили устав иноческого общежития, которым все монашеские общины Восточной части церкви руководствуются и поныне.

     Через некоторое время церкви понадобились оба пустынника, и Василий возвратился в Кесарию, поскольку именно он мог противостоять арианам, угрожавшим в тот момент церкви. Ариане – последователи александрийского пресвитера Ария считали, что Бог-Сын не равен Отцу по вечности, что Сын не рожден, а сотворен Отцом как лучший из ангелов, как высшее существо со свободной волей. То есть Сын не Бог, а первое творение Бога. Получалось, что не сам Бог пострадал на Кресте за грехи человеческие, а некоторое сотворенное им существо. В своих дальнейших выводах арианство вело к уничтожению главного догмата христианства - догмата искупления, а вместе с тем и к низвержению всего христианства. Согласно христианству с догматом искупления, только Бог сам мог спасти человечество от греха и смерти. То есть Бог-Отец и Бог-Сын одна сущность.

     Все эти рассуждения, кажущиеся нам сейчас такими не существенными, были очень ревностно отстаиваемы христианской церковью, считавшей Бога-Отца, Сына и Святого Духа триедиными. Доходило до того, что между христианами и арианами постоянно происходили отчаянные кровавые стычки.

     Еще до рождения Василия Великого, император Константин Великий, решивший, наконец, принять христианство как государственную религию и положить конец распрям верующих, созвал Первый Вселенский Никейский собор в 325 году, где арианство было заклеймено, как ересь и такое решение было закреплено Никейским Символом веры, где утверждалась истинно божественная сущность Сына Человеческого.

     Но арианство, несмотря на то, что было объявлено ересью, снова поднимает голову и старается разрушить основы христианской церкви. Причем сторонники арианства стали занимать в церкви высокие посты, что грозило, проще говоря «дворцовым переворотом».

     Именно в этот момент святитель Василий и сыграл свою решающую святительскую роль, дав решительный отпор арианам путем ниспровержения ариан в диспутах и написанием множества своих знаменитых богословских трудов, и стал, в конце концов, арихиепископом Кесарии.

     В дальнейшем в 381 году Вторым Вселенским собором был принят Никео-Цареградский Символ веры, как полное раскрытие учения о Троице в основу которого легли терминология и труды Великих Каппадокийцев, в число которых первым вошел святитель Василий Великий, вместе с Григорием Богословом и Григорием Нисским. Они также осуществили «оцерквление» монашества написав известные «Монашеские правила».

     Святитель Василий Великий удостоился явления к нему Христа с апостолами, когда шесть дней и ночей молился о вразумлении как совершать бескровную жертву. Во время молитвы его друг Еввул с многочисленными клириками воочию увидели белый небесный свет окутавший алтарь и Василия и многих призрачных мужей в белых прозрачных одеждах, окружавших святителя. Тогда Василий записал под диктовку Христа множество общеизвестных принятых и используемых сейчас формулировок христианских молитв. Именно после этого случая Василий приказал изготовить золотую фигуру голубя и распорядился закрепить ее над святым престолом охранять его Божественные Тайны. Это изображение птицы мы можем до сих пор видеть в религиозной атрибутике убранства наших современных православных церквей. Когда святитель Василий совершал службу и возносил святые дары, то золотой голубь, закрепленный над престолом, обычно в это время сотрясался три раза, означая сошествие Святого Духа. Однажды этого не произошло, Василий тогда сразу понял, что это случилось потому, что один из дьяконов, державших рапиды с вожделением смотрел на женщину, стоявшую в храме. Дьякона по приказу Василия удалили и знамение возобновилось.

     Однажды Василий изменил ход исторических событий, используя силу молитвы с целью спасти свою церковь от фатальных имперских преследований. Римский император и соправитель восточных земель Юлиан Отступник, отступивший от христианской веры, известный своими гонениями христиан и грозивший искоренить христианство, воевал тогда с Персией. Святитель Василий Великий в это время молился перед иконой Богородицы, где у ее ног был изображен мученик Меркурий Каппадокийский в виде воина с копьем в руках. Молился же Василий о том, чтобы не возвратиться этому гонителю и губителю христиан живым с этой Персидской войны. В один момент изображение Меркурия стало невидимым, а затем он вновь появился с окровавленным копьем.

     Император, в самый момент разгара битвы, будучи на коне и забывший в спешке одеть защитный панцирь, был три раза пронзен в бою кавалерийским копьем, причем никто толком не видел, откуда это копье взялось, и кто его направил на Юлиана. Примечательно то, что персы не отметили наградой того, кто мог сделать это с их стороны, поэтому смерть Юлиана породила многочисленные толки о человеке в окружении императора, нанесшем ему смертельную рану. Догадки об этом событии были, в том числе и самые невероятные.

     Новый император восточной части Римской империи Валент, вступивший на престол после смерти Юлиана, также стал гонителем христиан и был ослеплен арианской ересью. Прибыв в Кесарию он стал склонять Василия к арианству используя его окружение для оказания на него влияния путем уговоров, обещаний и просьб. Но никто не мог заставить этого непоколебимого в своей вере иерарха отречься от православия.

     Какое-то время император благосклонно относился к Василию. Но доносы продолжали усиливаться и однажды, под влиянием недоброжелателей Валент все же хотел подписать хартию об изгнании Василия, но престол, на котором он сидел, закачался и перо сломалось, что повторилось еще два раза при последующих его попытках, так что Валента охватил сильнейший страх и он разорвал хартию.

   Однако враги Василия Великого не унимались, и император подписал все же указ о его заточении и велел доставить к нему святого. На суде Василий, на предложение сменить его веру, спокойно и твердо аргументировал свою позицию отказавшись принимать арианскую веру. Когда снова грозили ему смертью, Василий ответил, что он пострадает за истину, готов освободится от телесных уз и, что давно желает этого.

     Святитель Василий Великий совершил множество чудес своей святостью, мудростью, прозорливостью и силой молитвы. Известны случаи, когда Василий своей молитвой полностью исцелил прокаженного, даровал в молитве преподобному Ефрему Сирину знание греческого языка, обращал в христианскую веру иноверцев и язычников и вообще совершил множество исцелений и чудес.

     Святой умер в 49 лет 1 января 379 года. Его погребение было очень знаменательным и показало, каким высочайшим уважением он пользовался у народа, потому как не только бесчисленные христиане, но и иудеи и многие язычники пришли ко гробу поклониться ему.

     Василий Великий стал одним самых значимых отцов Церкви, одним из столпов, на котором утвердилось православное богословие. Он создал, можно сказать, целую систему христианского богословия. Когда мы употребляем такие слова, которые сейчас для всех привычны, как “сущность”, “природа”, “ипостась” и еще целый ряд богословских терминов, то мы употребляем эти термины так, как стал их употреблять Василий Великий — не потому, что он их изобрел (это не так), и не потому, что он ввел их в христианское богословие (это тоже не так, потому что у святого Афанасия все эти термины, фактически, уже были), а потому, что святой Василий им предал несколько другое значение. Одно дело, когда слово употребляется, но имеет достаточно расплывчатый спектр значений; а другое дело, когда создается жесткая категориальная система, где каждое слово является обозначением четко определенного понятия. Вот, создателем и, можно сказать, основоположником такой системы, которая была в дальнейшем усвоена христианским богословием на все века, как раз и стал Василий Великий.

     Но кому-то покажется, что это какая-то работа, которая имела кабинетный и научный характер.

И действительно, когда богословы пишут догматические трактаты, то неподготовленный человек может узнать, что какие-то два богослова между собой не согласны, только тогда, когда они сами прямо об этом скажут. А так со стороны обычный человек видит, что один говорит какую-то абракадабру, а второй говорит: “Нет, это у тебя ересь, а надо вот так”, — и говорит другую абракадабру, точно такую же. И в лучшем случае мы можем запомнить, что вот такая-то абракадабра — это православие, а такая-то абракадабра — ересь; но это, конечно, было бы правильно, если бы православное богословие ничем не отличалось от философии. Но это совершенно не так.

     Конечно, такое вот ученое богословие абсолютно всегда, во все века, не только во время Василия Великого, было уделом тех, кто специально себя этому посвятил, получил специальное образование и профессионально этим занимался. Но жизнь этих людей, жизнь православных богословов была далеко не кабинетной. Потому что из этого богословия, которое на своем собственном языке формулирует свои собственные положения, следуют выводы, которые доходят абсолютно до каждого человека, до каждого верующего.

     Потому что за богословскими концепциями и системами стоят не просто какие-то логические схемы, которые никакого отношения к реальности могут не иметь, а такие схемы, которые имеют самое прямое отношение к реальности, причем, прежде всего к реальности Божественной, а также и вообще ко всей реальности, в том числе тварной.

     Поэтому если этими схемами формулируется противление Богу, то церковная организация, которая примет эту схему, оказывается тоже в противлении Богу.

     И наоборот, если таким необычным для нашего бытового общения языком формулируется все-таки то, что есть откровение Божие и воля Божия, то тогда вся церковная организация, принимающая это учение, постепенно исправляется.

Это сказывается и в отношении самых простых мирян, и монахов. Потому что богословие говорит о том, как нам спасаться. Прежде всего, оно говорит о том, что есть наше спасение.

     И если епископы приняли и согласились с какими-то сколь угодно непонятными для народа, но правильными богословскими положениями, то тогда они уже сами будут правильно излагать это учение в понятной для народа форме.

     А если они согласились с неправильным учением, то и учить они будут неправильно. И тогда и сами они, и те, кого они научат, будут верить неправильно, и так Церковь утрачивает свою спасительность.

     Глубокое знание античной философии, культура мысли, привитая ей, энциклопедические познания в других областях науки — были отнюдь не случайными чертами удивительной личности святого. Обращение к его богословскому наследию может опровергнуть многие набившие оскомину предрассудки о якобы изначальной невежественности христианства и его враждебном отношении к науке.

     По церковному преданию, святитель Василий Великий был составителем литургии, которая служится в воскресенья Великого поста, в Великую субботу, в навечерия Рождества и Богоявления и в день памяти святителя.    

   Почитание на Руси. Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николаем Чудотворцем особенно почитается русским народом. Он был популярен на Руси настолько, что даже его греческое имя («царственный») в конце концов, стало исконно русским.

     Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

По материалам портала «Православие и Мир»

подготовила Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх