30 января мы празднуем день переселения в небесные обители великого подвижника, основателя монашеского жительства – преподобного Антония Великого. Он родился в христианской семье в селении Кома близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным. Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь.
В двадцатилетнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя, где Господь говорит: «…пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21) - так разгорелся сердцем, что решил это слово исполнить полностью: раздал своё имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца.
Этот юноша оказался такой цельной личностью, что исполнял эти слова Господа всю свою долгую жизнь – 85 лет, до 105-и летнего возраста, в котором он преставился. И никогда за эту долгую свою жизнь он не отступил от своей решимости.
Вся его жизнь стала подвигом самоотвержения, единым порывом к Богу, полем боя с «миром сим», который в нас, с духами нечистыми. И он не просто боролся всю жизнь – он побеждал, потому что Бог был с ним. Потому, что он готов был умереть каждую минуту своей жизни.
В кульминационный момент духовной брани, когда лукавые духи обошли его со всех сторон и напали, причиняя страшные страдания, Антоний сохранял веру и мужество. И тогда явился ему Господь, демоны исчезли. "Где был Ты, милосердный Иисусе? Почему не явился вначале прекратить мои мучения?" И был к нему ответ: "Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твою борьбу".
Антоний запомнил это навсегда. Он искал не просто жизни во Христе, он искал смерти за Христа. Однажды он был избит бесами почти до смерти, и люди вынесли его из пустыни. Но когда святой очнулся, он приказал нести себя обратно на место подвига. Он желал умереть в борьбе.
Но это отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан императора Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих.
Умер Антоний около 356 года на 105 году жизни. Своим ученикам он запретил раскрывать место своего погребения. Однако при императоре Юстиниане (VI век) византийцы отыскали мощи, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке мощи попали в Сент-Антуан-л’Аббеи близ Вьенна (Франция), а голова — в Арль. Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония не были найдены и покоятся на территории монастыря под самым древним храмом.
Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель Афанасий, архиепископ Александрийский (†373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». (Подробно - см. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/zhitie-prep-antonija-velikogo/).
Преподобного Антония считают «отцом монахов». При своем зарождении монашество было не официальным церковным установлением, а стихийным движением, порывом, причем именно движением мирян». Именно миряне, жаждавшие исполнения на земле христианских идеалов и не желавшие мириться с распущенностью нравов внутри христианских сообществ, именно они своим уходом в пустыню хотели подчеркнуть идею неотмирности Церкви, опираясь на слова апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13: 14).
Тысячи иноков ради безмолвия последовали в различные египетские пустыни, основывая там сотни скитов, отчего даже, например, Нитрийская пустыня получила новое наименование — Скитская, или пустыня Келлий.
Но после завоевания страны арабами монахи вынуждены были уйти в христианские страны, в одной из которых заблистает с IX в. новый центр духовного окормления — святая гора Афон. Уже отсюда «реки монашества» потекут в страны славянские — в Моравию, Сербию и Русь. Основателем Киево-Печерского монастыря явился святогорец преподобный Антоний.
А первым в конце III в. в пустыню уйдет преподобный Павел Фивейский (228—341), основатель отшельничества, память которого мы отмечали совсем недавно, 28 января.
Недалеко от него, с другой стороны хребта, в нескольких десятках километров от Красного моря, скоро обоснуется в пещере Антоний Великий (251—356), который за свои подвиги станет «отцом монахов». Он прожил здесь 44 года, до конца своих дней, и стал одним из наиболее почитаемых святых Православной церкви.
Его ученик, преподобный Пахомий Великий, стал основателем первых общежительных монастырей, мужских и женских, и ввел в них строгий устав.
«Во все века, приходя на смену друг другу, в Церкви образовывались центры (средоточия) духовной жизни, где вырабатывалось все, что для данного и последующих веков служило руководством и духовным питанием. Начиная от Христа Спасителя и Его апостолов, не прекращаясь, на протяжении веков шла в Церкви духовная работа над усвоением Богу всего человечества в целом, борьба благодати с грехом за Царствие Божие. Бог пришел на землю, а люди, путем ли мученичества, путем ли подвижничества, в миру или в монашестве, устрояли себя в жилище Богу». (Священник Сергий Мансуров «Очерки из истории Церкви»).
Монашеская община является наиболее ярким воплощением евангельского совершенства, достигаемого через отречение от всего, ежедневное воздвижение своего креста и следование за Господом. Прежде всего, такая община есть поиск Царствия Божия, а все остальное приложится от Бога.
Главными родоначальникам монашества Предание Православной Церкви называет святого Предтечу Господня Иоанна, святого пророка Божия Илию, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Саму Пречистую Деву Богородицу. Они для христиан были и будут образцами всецелого посвящения себя Богу.
Именному подвигу этих святых и следовал всю свою жизнь преподобный Антоний Великий.
Моли Бога о нас, преподобный отче Антоний Великий!
По материалам открытых источников подготовила
Татьяна Невская, катехизатор