15 февраля Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник — Сретение Господне. Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание праздника Сретения Господня - 22 февраля. На всенощном бдении праздника читаются три паремии: первая - об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая - о духовном очищении от грехов, виденном пр. Исаией в прикосновении горящего угля к устам Исаии; третья - о видении Исаией Египта, куда придет Господь, и сотрясутся идолы египетские от лица Его: что вскоре после Сретения Господа действительно и исполнилось, когда Он с Мариею, Матерью Своею, и Иосифом удалился от Ирода в Египет. На всенощном бдении этого праздника бывает лития, благословение хлебов и елеопомазание верующих при целовании иконы праздника.
Праздник Сретения Господня имеет свои неповторимые особенности.
Первая особенность – это то, что праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящен Богоматери.
Почему праздник Богородичный? Потому, что в словах, обращенных к Деве Марии, ясно звучит евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Ее душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.
И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Нее особое зрение, в поле которого входит весь человеческий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, о Ее вере, о Ее смирении, о Ее любви, о Ее прозрении наших помыслов.
В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных праздников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.
Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество; и моровая язва остановилась.
Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец» — то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, — и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого Богородичного праздника.
Вторая особенность – то, что праздником Сретения Господня завершается цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир Богочеловека Иисуса Христа. При этом праздник Сретения был в древности своего рода богослужебным «отданием» всего сорокадневного рождественского периода. Отсюда – его чрезвычайно высокий (в отличие от современного) литургический статус.
И являясь таким «пограничным» праздником между праздниками Рождественского и Пасхального циклов, праздник Сретения Господня символически показывает завершение Ветхого Завета и начало рождения Нового Завета.
В истории, которая рассказана в Евангелии от Луки, и которая исполнена духовной символики, ветхозаветное священство в лице престарелого праведного Симеона встречается в Иерусалимском храме с Богомладенцем Иисусом. И священник благодарит Бога за исполнение обещанного откровения. Старец видит, что Младенец Иисус, «руце Симеоне благословивый (благословивший руки Симеона)», – обетованный Помазанник Господа, слава народа Израиля, свет язычникам и спасение всем людям.
Младенец благословляет старца, ибо Он – больший, Он – старший.
Законное храмовое священство уступает место Первосвященнику вечному, – поставленному не в силу закона плотской заповеди, но в силу вечной Божественной жизни, – «Свободителю душ наших, дарующему нам воскресение».
Третья и самая важная особенность праздника заключатся в том, что этот праздник Сретения Господня (слово "сретение" означает на русском языке встречу) знаменует собой встречу Бога с человеком.
Христос пришёл спасти нас. Его пришествие в мир уже означало встречу, встречу Бога и человека. Но праздник Сретения – это реальная встреча; с одной стороны, встреча с конкретным человеком, который ожидал этой встречи много лет, а с другой стороны встреча и со всем человечеством в образе этого ветхозаветного старца Симеона.
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы взяли двух птенцов голубиных – жертва, определённая для бедных.
Если мы мысленно перенесёмся в Иерусалимский храм, куда был принесён Богомладенец Христос, то увидим потрясающее зрелище! Творец Неба и Земли, мира видимого и невидимого, Тот, Кому ведомы все тайны Вселенной, лежит беспомощный и обвитый пеленами на руках Божией Матери. Нет рядом со Христом ни сильных мира сего, ни шума многочисленной толпы… Всё это будет потом, в страдальческой жизни Богочеловека. А пока Он мирно спит, покоясь на руках Богородицы.
Вокруг Бога, ставшего человеком, из всех жителей земли собралось лишь четверо. Возле Богородицы и Иосифа Обручника стоят двое людей – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Старец и старица, которые всю жизнь ждали этой Встречи.
По церковному преданию, переводя Священное Писание с еврейского на греческий язык, при царе Птолемее II, за три века до рождества Христова, Симеон соблазнился словами пророка Исайи о Деве, которая родит Сына (Ис. 7:14). Поскольку родившая уже не может быть девой, Симеон хотел исправить перевод, но был остановлен Ангелом, который обещал ему, что тот не умрёт, пока не увидит исполнение этого пророчества.
Симеон со временем стал священником Иерусалимского храма, после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя. И в это время в храм приносят Младенца Христа, согласно закону Моисея. Трёхсотлетний старец Симеон взял на руки Спасителя мира, пророчество исполнилось, и он увидел его исполнение своими глазами.
О жизни пророчицы Анны мы не знаем ничего, кроме того, о чём говорит нам Евангелие от Луки. Это было старица, вдова, восьмидесяти четырёх лет, которая денно и нощно служила Богу постом и молитвой. В этой краткой характеристике сказано мало, но вполне достаточно, чтобы понять – в храме Богомладенца встретили люди, у которых были самые чистые и светлые сердца.
Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в Иерусалимский Храм, то, движимый Духом Святым, он пошел Ей навстречу и произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30). И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (см. Лк. 2:34-35)» — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.
Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как это было и в древности.
Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление — Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди?
И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом, и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием.
Встреча всегда полагает начало общения. Каждый из нас имеет опыт встречи с Богом. Господь зовёт к себе всех, но по-разному. Кто-то, может быть, прошёл мимо, так и не услышав, как Бог его окликнул: «Подожди, постой, оглянись, Я здесь». Кто-то совсем оглох, и Он кричит ему в ухо через боль и скорбь, чтобы было слышно. Кого-то зовёт шёпотом весеннего дождя, шуршанием листьев, зимним узором на стекле, солнечным закатом или нежным касанием к сердцу. Но обязательно, у каждого был в жизни момент, когда Бог его позвал, но не каждый оглянулся на этот зов.
Встреча с Богом неизбежна. Она произойдёт у каждого из нас, лицом к Лицу.
Мы встречаемся с Ним, когда читаем Евангелие. В Евангелие образ Христа как икона, написанная словами человеческими. Эти слова напечатлевают и в нашем сердце образ Христа.
Мы встречаемся с Господом Иисусом Христом, когда причащаемся тела и крови Его по Его завету: «Кто будет причащаться тела и крови Моих, тот живёт Мною, и Я воскрешу его в последний день».
Мы встречаемся со Христом и в таинстве исповеди, когда раскаиваемся во всех тех грехах и преступлениях, которые были препятствием к этой встрече, которые необходимо преодолеть, победить в себе грех для того, чтобы предстать Христу очищенной жертвой и осоленной.
Мы встречаемся с Господом Иисусом Христом и в последний день своей земной судьбы, в час своей смерти. И эта встреча предстоит каждому из нас. И эта встреча может послужить нам началом нашей вечной жизни во Христе, а может послужить началом нашей разлуки с Богом.
Таким образом, Сретение – событие многомерное и удивительное в своем духовном значении. Это и историческая встреча Симеона Богоприимца с Младенцем Христом, свершение его личного ожидания исполнения обетования, которое дано ему было Ангелом Божиим, и встреча Ветхого и Нового Заветов, когда свершается вся полнота чаяний о приходе в мир Спасителя, и встреча человечества и Бога, к которому призваны все мы. И как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня задача человека – не упустить этой встречи и желать ее всем сердцем, всей душой.
С этой встречи начинается наша духовная жизнь, открывается путь ко спасению. Эта встреча, конечно, происходит в любой день года, не только в Сретение. Но праздник Сретения говорит нам о самой возможности этого чуда, свидетелями и участниками которого много веков назад стали праведный старец Симеон и Анна-пророчица.
Молитва святого Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» произносится на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал всем нам о вечере нашей жизни. Жизни, которую мы должны прожить в мире с Богом и в исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить Христа и нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.
Материал подготовила - Татьяна Невская, катехизатор.
Источник: открытая информация православных порталов.