ТАТЬЯНИН ДЕНЬ, День российского студенчества. Всех прекрасных именинниц - с днём Ангела!
Что нам известно об этой мудрой римлянке, жившей ещё в III столетии, и почему день её церковной памяти — 12 января — стал общероссийским праздником?
Житие мученицы Татьяны, как и большинства раннехристианских святых, весьма лаконична и символически условна. Это объясняется практическим отсутствием документальных источников. В житийном формуляре святой воспроизведены поучительные личностные качества, – те же, что и в житии Мартины, Екатерины и других мудрых девушек-мучениц.
Самое распространенное житие святой написано спустя почти полтора тысячелетия после ее кончины, свт. Димитрием Ростовским в XVII в.
Поэтому вполне понятен вопрос: какими источниками пользовался автор, составивший житие через столь продолжительное время?
Источники эти еще ждут своего исследователя. Например, если Церковь чтит св. Татиану как Римскую мученицу, то историки имеют разные взгляды как на происхождение, так и на место страдания святой.
Вот, например, итальянский исследователь Пио Франки де Кавальери полагает, что Татиана могла пострадать вовсе не в Риме, а, может быть, где-то на Востоке, так как:
- хотя она погибла в третьем веке, но до седьмого века, целых 400 лет, в документах Римской Церкви нет упоминаний о ее памяти; окончательно почитание святой в Риме складывается еще позднее, не ранее VIII-IX вв., возможно, именно тогда появляется ее храм на самом высоком из семи холмов Рима;
- зато в греческих мартирологах есть рассказ о Татиане, страдавшей в городе Амасия Понтийская (Малая Азия); почитание святой вполне могло быть принесено в Рим с христианского Востока, и постепенно Татиану и стали считать знатной римлянкой; но, как признают историки, на христианском Востоке Татиана действительно всегда была куда более популярна, чем на Западе – может быть, именно там, как предполагает П. Кавальери, и есть ее «настоящая родина»;
- само житие святой, как его знает христианский Запад, содержит ряд неточностей, что «если и было написано в Риме, то скорее всего не римлянином», а, возможно, греком; как пример, П. Кавальери приводит упоминание Папы Ретория, который участвовал в погребении святой – но такого Римского епископа церковная история просто не знает; есть и иные несообразности, и вызваны они, полагает историк, тем, что изначальное житие Татианы написано, с большой вероятностью… греками, и, возможно, вообще имеет византийское происхождение.
Кавальери предполагает, что, принесенное в Рим, это житие оказало существенное влияние и на местную агиографию – например, рассказ о деве, диакониссе, дочери римского консула, которая пострадала при императоре Александре Севере, молитвой уничтожила статую Аполлона, в точности повторяется в житии чтимой святой Запада – мч. Мартины, современницы св. Татианы.
Вероятно, тем же текстом, самая ранняя греческая рукопись которого относится к XI в., воспользовались ученые из ордена иезуитов в XVII в. издавшие так называемые «Акты святых» и добавившие в житие некоторые подробности «от себя». Есть немалая вероятность, что именно этим изложением жития святой мог пользоваться свт. Димитрий Ростовский: ведь начало XVIII в. было связано с ростом влияния в России западной культуры.
Еще один важный источник сведений о святой – посвященные ей богослужебные тексты, также – часть церковного предания, отражающая реальные события. Известно, что в славянских богослужебных Минеях празднование св. Татиане присутствует по крайней мере с XI в. Есть повествование о св. Татиане и в Четьих Минеях свт. Макария (XVI в.) – его читали в храме в день памяти угодницы Божией. На Русь и в другие славянские страны эти тексты могли прийти, конечно, как переводные, из Византии.
КАКОВА ЖЕ БЫЛА ЖИЗНЬ И КОНЧИНА МУЧЕНИЦЫ?
Где бы ни жила святая исторически, очевидно, она происходила из христианской семьи, возможно, действительно знатной (в песнопениях, известных в XI в., подчеркивается ее отказ от «богатства тленного» ради Господа). А в Четьих Минеях, составленных свт. Макарием Московским, вероятно, на основе Византийского жития святой, говорится, что она «бе богата отца дощь благоверна». Кроме того, родитель святой называется «третьим антипатом», то есть правителем, вероятно, избранным на этот срок трижды.
Церковное предание доносит до нас также то, что с юности будущая мученица избрала поприще духовного служения, отказавшись от брачной жизни: ее жития, известные как в Византии, так и в Риме, называют Татиану диакониссой – церковной служительницей, чьей обязанностью было помогать епископу при Крещении женщин, помазывая их миром, а также наблюдать за порядком на богослужении. Диаконисса – низший церковный чин, предполагавший безбрачие.
От времен более поздних, VI-VII вв., сохранились данные, что рукоположение получали или вдовы или девы, при этом возраст их был установлен в 40-45 лет. Таков ли был порядок более раннего времени, точно не известно, но на иконах Татиану часто пишут юной, а церковные историки признают, что из правила всегда имелись исключения.
Позднейшие жития мученицы (самый ранние из них созданы в XI в.) говорят, что она пострадала при Римском императоре Александре Севере вместе с многими другими мучениками. Называется также и более или менее точный год кончины святой – 226, а также дата – 12 (25 «нового стиля») января. Современных церковных историков это приводит в некоторое недоумение: ведь Александр Север (правивший с 222 по 235 гг.) гонителем христиан не считается. При нем, как свидетельствуют, например, византийские церковные историки, в частности, Евсевий Кесарийский, напротив, развивалось достаточно терпимое отношение к верующим. Более того, царь даже чтил Христа, но, как говорили современники-христиане, «не как должно»: наряду с языческими богами, рядом со статуями, которых в его домашнем храме была и икона Господа.
Тем не менее: в царской семье и при дворе было некоторое количество христиан; с Александром общался христианский богослов Ориген; ему лично посвящали свои произведения христианские авторы того времени, например, Юлий Африкан и свт. Ипполит Римский.
Поэтому многие церковные историки вообще склонны подвергать сомнению гибель ряда христианских мучеников именно в правление Александра, предполагая, что здесь ошибка в датировке.
Или… как теперь бы сказали, «неполиткорректность» некоторых из них в отношении языческих «ценностей»?
Царь Александр, уважительно относившийся к вере, был все же не христианином и даже не сочувствующим – но скорее религиозным синкретистом, считавшим Христа «одним из богов». Причем, вероятно, такой же «толерантности» он ожидал и от христиан.
Шли на это не все. Вот и святая, согласно Четьим Минеям свт. Макария, не просто прислуживала при храме, но «учаше», то есть проповедовала Христа, «многи увещаше от идолов отвратитися», выходит, не принимала «религиозной терпимости» императора. За это она и была взята воинами по доносу.
Согласно свт. Макарию, император повелел привести Татиану, а затем принудил отправиться вместе с ним в языческий храм, «и поклонитися идолом». Но святая, войдя в капище, молитвой повергла на землю статуи богов. Тогда, согласно Четьим Минеям, она «биена бысть нещадно», ей обрезали волосы, может быть, думая, что в них заключается христианское «волхвование». Дальнейшее описывается кратко, но ёмко:
«Посем огневи предана бысть и изыде здрава. И предана бысть зверем и от зверей избавлена бысть. Повелением царя главу ей усекнуша».
Через несколько столетий житие святой «украсится» подробностями – о названии храма (бога Аполлона), где Татиана повергла на землю его статую, о том, как лев, выпущенный на нее, ласкался к святой. И даже императора-мучителя заменят на градоправителя Ульпиана – вроде бы, жестокость была самоуправством местной власти, а не царской.
Явно поздний характер этих добавлений, их малая историческая достоверность, постепенно начнут ставить под сомнение сам подвиг, а то и даже существование мученицы.
А между тем все «просто»: христианка, не желающая идти на компромиссы, брошена в огонь – «и изыде здрава», чудом избавлена от зверей – и убита людьми, не желающими знать истинного Бога и принимать свидетельство о вере, которое не в слове, а в деле – в явных чудесах. Такая вот «веротерпимость».
ПОЧИТАНИЕ
В том, как оно складывалось, немало странного и противоречивого:
- святая была погребена в Риме, но почитание ее сложилось там только к VIII в., когда на холме Квиринал (Нола) появился ее храм;
- однако, в Римский мартиролог ее имя официально вошло только с XIII в.;
- при этом на христианском Востоке культ мученицы сложился раньше, и даже ее первое житие, видимо, написано на греческом, а не на латыни.
Более чем скромно чтили св. Татиану и на Руси: в тех же Четьих Минеях свт. Макария ее житию уделено меньше, чем полстраницы; нет никаких свидетельств и того, что святую как-то особо чтил народ: праздник ее как бы терялся на фоне недавно прошедшего Крещения Господня, и даже именование дня было «Татьяна Крещенская».
***
Храмов мученицы в стране вообще не существовало – до XIX в., когда пристальное внимание к святой привлекли не ее жизнь и подвиги, а то, что на ее память пришлось основание Московского университета, первого в стране.
Домовая церковь в честь св. Татьяны появилась в Московском университете в 1791 году. После пожара 1812 года Университетским храмом временно была соседняя Георгиевская церковь. Наконец, в 1837 году Татьянина церковь была заново освящена в новом университетском корпусе – перестроенном доме В. А. Пашкова.
По сути, почитание святой начинает как-то осмысливаться лишь после того, как при МГУ вновь был открыт ее храм. Он стал, вероятно, первым в стране, посвященным мученице, построили его с 1833 по 1836 г., а освящение совершил свт. Филарет Московский:
«Итак, вот Дом молитвы под одним кровом с Домом любомудрия. Святилище Тайн приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось, и утвердилось. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагораживанию человека».
Так говорил знаменитый пушкинский современник митрополит Московский Филарет (Дроздов) в проповеди на освящении храма святой великомученицы Татьяны при Московском университете в 1837 году.
В 1919 году его закрыли, и лишь с праздничным богослужением 25 января 1995 года возродилась жизнь в храме на Моховой.
Но даже и после этого почитание св. Татианы более или менее сложилось едва ли не к началу XX в., когда Московский университет стал самым большим в стране и традицию «Татьянина дня» начали перенимать другие вузы.
Имя Татьяны почему-то массово стало считаться «русским»: то ли по причине праздника студентов, то ли – из-за известного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и его героини Татьяны Лариной.
Стать официальным «днем студентов» празднику помешала революция. Только в 2005 г. праздник мученицы стал официально Днем российского студенчества.
МОЩИ
Известно, что с древности честные останки были разделены. В России находится несколько их частиц: в Псково-Печерской обители, в соборе Архангела Михаила; это правая рука мученицы, которая ранее хранилась в домовой церкви Царского Села, в 1917 г. спасена от поругания верующими; в Ново-Спасском мужском монастыре Москвы – здесь есть икона с частицей мощей; и, конечно, в храме святой при Московском университете; здесь есть как икона, к которой прикреплена «звездица» с мощами, так и небольшой ковчежец, в котором хранится еще одна их часть; обе святыни переданы из Псково-Печерского монастыря.
ИКОНЫ
Святую чаще всего пишут в алых одеяниях и с крестом: то и другое – символ мученичества. На современных иконах она изображается как юная дева, а вот на более ранних образах акцента на возрасте не делается – как не говорится о нем и в древнем житии святой, что помещено в Четьих Минеях свт. Макария.
О ЧЕМ ПРОСЯТ И В ЧЕМ ПОМОГАЕТ
К святой обращаются, прося укрепления в вере, особенно во время гонений; с просьбой защитить от врагов; и, конечно, особенно молятся ей студенты и преподаватели – прося благословения на свои труды, помощи в учебе.
Далёкий III век – век, когда она жила и погибла - кажется теперь бесконечно далеким от нас. Но так уж сложилось, что для многих обращение к святой сейчас становится первым шагом к Богу. А значит, она продолжает свое служение.
МОЛИТВА МУЧЕНИЦЕ ТАТИАНЕ
О, свята́я му́ченице Татиа́но, неве́сто Сладча́йшаго Жениха́ твоего́ Христа́! Агнице А́гнца Боже́ственнаго, голуби́це целому́дрия, благоуха́нное те́ло страда́ньми я́ко оде́ждами ца́рскими оде́явшая, к лико́м Небе́сным сопричте́нная, лику́ющая ны́не во сла́ве ве́чной, от дней ю́ности служи́тельнице Це́ркве Бо́жия, целому́дрие соблю́дшая и па́че всех благ Го́спода возлюби́вшая! Тебе́ мы мо́лимся и тебе́ мы про́сим: внемли́ проше́ниям на́шим серде́чным и не отверга́й моле́ний на́ших, да́руй чистоту́ те́ла и души́, вдохни́ любо́вь к Боже́ственным и́стинам, на путь доброде́тельный введи́ нас, а́нгельское охране́ние испроси́ у Бо́га нам, на́ша ра́ны и я́звы уврачу́й, ю́ность огради́, ста́рость безболе́зненну и безбе́дну да́руй, в сме́ртном часе́ помози́, помина́й на́ши ско́рби и отра́ду да́руй, посети́ нас, су́щих в темни́це греха́, на покая́ние наста́ви ско́ро, возжжи́ пла́мень моли́твы, не оста́ви нас си́рых, да сла́вяще страда́ния твоя́, возсыла́ем хвалу́ Го́споду, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Татьяна Невская, катехизатор.