(К истории происхождения праздника)
Тропарь. Господи, когда Ты крестился во Иордане,
открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христе Боже, явившийся и
просветивший мир, – слава Тебе!
Кондак. Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя:
«Ты пришел, Ты явился, о Свет неприступный!»
Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На бытовом уровне мы обычно называем его просто Крещением Господним, заимствуя название из одноименного события евангельской истории (Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22). При этом акцентируется тема явления миру Святой Троицы, о чём поётся и в праздничном тропаре. Но знаменательно, что в наших календарях и богослужебных книгах на первом месте всё же стоит термин «Богоявление», а в месяцесловном разделе современного греческого Часослова праздник и вовсе имеет лишь одно название: «Святая Тэофания (Святое Богоявление) Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»! Получается, что слово «явление» относится не к Святой Троице, а к Богочеловеку Иисусу Христу! Как объяснить это видимое противоречие?
Богоявление на Востоке
Исторический смысл праздника выясняется при изучении древних восточнохристианских Месяцесловов. Оказывается, в них праздник Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится праздник с греческим названием Тэофания («Богоявление») или Епифания («Явление [Божества]»).
Этот древний праздник, вероятно, имеет египетское происхождение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). В трансформированном виде он стал первым большим христианским торжеством неподвижного цикла, с фиксированной датой. До V века включительно Тэофания замещала для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря).
При этом праздник имел «синтетический» характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. Явление в мир Бога – это и воплощение Иисуса Христа от Духа Святого и Марии Девы, и Его рождение в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершённое Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу, и умножение пяти хлебов (у африканских христиан).
После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом Богоявление стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух.
Тем не менее, доминировавшая в древности тема праздника сохраняется и в современных богослужебных текстах, в первую очередь – в тропаре и кондаке, своего рода «формульных» определениях празднуемого события. Так, хотя в тропаре и звучит тема откровения миру Святой Троицы, но подчёркивается, что «виновником» этого события стал Господь Иисус Христос, «явившийся и просветивший мир». А в кондаке праздника прославляется только Явление всей Вселенной Сына Божия!
Поскольку в день Богоявления древние христиане совершали массовое крещение заранее подготовленных к этому людей (их называли «просвещаемыми»), то образное название этого таинства – "свет", "просвещение" – часто употреблялось в качестве названия и самого праздника: «Просвещение», «День светов».
Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды, которым египетские христиане заменили древний культ священных вод Нила. В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии
Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа.
Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.
Хотелось бы напомнить, что вода, освященная в сочельник, и вода, освящённая в самый день праздника, имеет абсолютно одинаковую благодатную силу. С грустью приходится наблюдать, как древнейшее торжество, посвященное воспоминанию великой и спасительной тайны Богоявления, превращается для многих в ритуальный поход за водой; а поведение людей с бидонами и бутылями напоминает ажиотаж у магазина, в котором, как говорили раньше, – «выбросили дефицит». При этом святую воду проливают на землю и топчутся по ней грязными ногами. Будем благоразумны – воды хватит на всех, и, если Вы не смогли набрать её в Сочельник, то сможете спокойно сделать это после праздничной Литургии, а также и в последующие дни.
Время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому «крещенскими». Завершая собой святочный период, он является в народном сознании веселым «зимним» праздником, окруженным колоритными языческими ритуалами и приметами.
В старину день Крещения Господня именовался в народе «Водокрещи» или просто «Иордань», по названию проруби на реке. Порицаемый Церковью «лихой» обычай купаться в ледяной иорданской воде (как сознательное «искушение» Бога, – смотрите Евангелие от Матфея 4:5–7), тем не менее, распространён на Руси и у восточных славян.
Богоявление на Западе
Первое упоминание о празднике Тэофании на Западе относится к 361 году. Здесь он именовался Dies epiphaniorum, Theophania, Apparatio, Ostensio, Manifestatio (эквиваленты греческого названия Епифания, или Тэофания). Поскольку явлению Бога во плоти – то есть Его рождению в Вифлееме – здесь уже был посвящён свой особый праздник (Dies Natalis Domini, 25 декабря), то внимание акцентировалось на явлении Сына Божия языческому миру, представленному в евангельском повествовании персидскими магами (волхвами). Отсюда основные темы древних литургийных текстов – поклонение волхвов, вифлеемская звезда, просвещение язычников. Другие темы – избиение вифлеемских младенцев, крещение от Иоанна, чудо в Кане Галилейской – отступали на второй план. Согласно древнехристианскому преданию, волхвы были цари, отсюда – распространённое в старой традиции название – Festum (Trium) Regum, «Праздник (Трех) Царей».
В современном католическом обиходе праздник Богоявления (Epiphania Domini), 6 января по григорианскому календарю, имеет статус «торжества» (solemnitas) и сохраняет древнюю тему «открытого явления» Господа и просвещения язычников, пришедших к Нему вслед за звездой. Существует традиция освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов своих прихожан буквы КМБ (аббревиатура апокрифических имен волхвов: Каспар, Мельхиор, Бальтазар). Кроме того, в XX столетии появился второй праздник (рангом ниже, festum), Крещение Господа (совершается в первое воскресенье после 6 января), с аналогичным православному содержанием. Существует, хотя не повсеместный, обычай освящения воды. Так между Востоком и Западом произошел обмен праздниками Богоявления и Рождества.
В западном литургическом обиходе святая вода имеет ещё одно специальное употребление. При входе в каждый католический храм помещена чаша с освященной водой, в которую верующие погружают пальцы перед совершением крестного знамения. То же происходит и при выходе из храма. Появление этих чаш, напоминающих формой "медное море" Храма Соломона (3 Цар 7:23–26), относится к IV веку.
Ю. Рубан
Литература:
Туркин И. Праздник Крещение Господне или Богоявление. СПб., 1905;
Смирнов С. И. Водокрещи. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Серг. Посад, 1900;
Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в святом граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994;
Майкапар А. Е. Новый Завет в искусстве. М., 1998, с. 109–115.