ОТЕЦ ХРИСТИАНСКОГО МОНАШЕСТВА
30 января (17 января по юлианскому календарю) мы чтим память известного египетского (коптского) святого – преподобного Антония, ещё при жизни прозванного «Великим». Он почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института. Впоследствии именно монашеская среда выдвинула множество известных иерархов и богословов – наиболее ревностных защитников догматов.
Вообще же «преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичинной» просфоры.
О юности святого известно очень мало. Он родился ок. 251 года в христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В двадцатилетнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства - слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21) - Антоний буквально их понял и исполнил: раздал своё имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца. Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет.
Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал св. Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей близкой кончине, и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях – так нашел его св. Антоний. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца, и взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год - на Пасху и Пятидесятницу.
С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоретами, т. е. "отшельниками", пустынниками". Но отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан имп. Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих. Умер он около 356 года 105-летним старцем.
Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель Афанасий, архиепископ Александрийский (†373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Изложенный в нём метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей. Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого большой роман – "Искушение святого Антония". Он переписывал его три раза и назвал "творением всей своей жизни".
Именем Антония Великого названа также распространенная в Средние Века болезнь – "антонов огонь", для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антонитов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским.
Ю. Рубан