Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Вселенская родительская суббота

Каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала "днем покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели несколько измененным ев­рейским словом шаббат. Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого "обветшавшего" – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный".

Поэтому в каждую субботу совершается поминове­ние усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения..

 

 

Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни совершается особое поминовение усопших православных (крещёных) христиан. Вселенские панихиды, или вселенские родительские субботы, согласно Уставу Православной Церкви, совершаются два раза в году:

1.Мясопустная суббота — в субботу на Пёстрой неделе. Пёстрая неде́ля (Дедовая неделя) — неделя перед Масленицей, предпоследняя перед Великим постом. Название недели связано с тем, что в отличие от предыдущей, в среду и пятницу соблюдался пост, т. е. получалась «пестрота» — дни употребления мяса перемежаются постом.
Поминовение всех усопших перед воспоминанием второго пришествия Христова существует с первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, Церковь молит Праведного Судию явить всем усопшим, особенно тем, кто умер внезапно и остался без погребения, Свою милость в день воздаяния.
2.Троицкая суббота— в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы).
Установление этого дня также восходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского.

2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста часто ошибочно именуются вселенскими, однако таковыми не являются. Они называются просто родительскими. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.
Частные родительские дни, которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их три:

Радоница — во вторник Фоминой седмицы. Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам христианства, но не отмечен особым последованием в Уставе. Он основывается на том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших — живые сорадуются благой вести о Воскресении с мёртвыми.
Поминовение православных воинов — 29 августа (11 сентября), когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за Истину. Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской Церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время войны с турками и поляками.
Димитриевская родительская суббота — в субботу, перед 26 октября (8 ноября), днём святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Димитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днём памяти всех усопших в вере.

Кутья, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы.
Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни.

С этой мыслью и будем приготовлять кутью. Помещаем в удобную посуду, чтоб отнести в церковь, на панихиду, где кутью освятят, и где мы помолимся за усопших, а затем дома в начале трапезы этой кутьёй ещё раз помянем своих усопших сродников.

Подробнее о вселенских панихидах можно прочитать тут: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon294.htm?id=294

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх