В четверг, 30 марта 2017 года по церковному календарю – стояние святой Марии Египетской. С чем это связано? Существует такой вид Богослужений как почитание Марии Египетской, которое проходит в пятую седмицу Великого поста. Это великопостное Богослужение, к которому добавляется житие Марии Египетской и читается Великий канон св. Андрея Критского. Иногда такой чин называют Андреево стояние, а чаще – стояние Марии Египетской.
Почему именно этой святой? Эта святая от других отличается удивительным житием. Еще 12-летней отроковицей она ушла из родительского дома и в столице Египта провела 17 лет в блуде. За это время у нее даже не возникло мысли вернуться домой, прекратить греховную жизнь. В жизни она ничего не добилась – ей было около 30 лет, но у нее не было ни семьи, ни денег: это говорит о том, что она не ради богатства торговала своим телом, она делала это под властью порока. И когда она однажды поехала в Иерусалим с группой паломников, но не с целью поклониться Животворящему Кресту, а видя, что на корабле много молодых людей, она хотела с ними весело провести время. Но когда она с паломниками приблизилась к храму и хотела войти внутрь, сила Божия ее не пустила.
В этот момент она осознала, что жила не так и что Бог все видит. Осознав, она начала тут же в притворе каяться пред иконой Пресвятой Богородицы. Выйдя из храма, она была уже другим человеком. Поблагодарив пред иконой Пресвятую Богородицу, она услышала, что если хочет обрести покой, пусть идет в пустыню за Иордан. Она провела в пустыне 47 лет – первые 17 лет в борьбе с греховной блудной похотью и образами греха, с воспоминаниями о прошлой жизни. Прп. Мария не сразу избавилась от страстей: 17 лет грешила – 17 лет боролась. Затем у нее наступает период возрастания в духовной жизни, и она достигает такой степени святости, что ставится в пример всем нам во все века.
О ней мы знаем из свидетельства старца Зосимы, с младенчества жившего в монастыре: к 50-ти годам у него возник помысел – найдется ли в пустыне человек, равный ему по святости? Ему явился ангел и сказал: «Да, ты подвизался усердно, но есть у Бога тайные подвижники, подвиги которых выше. Если хочешь узнать, то иди в иорданский монастырь, на место, в котором подвизался Герасим Иорданский». Он пошел туда, но во время Великого поста по Уставу из монастыря следовало уходить и проводить все это время в пустыне в молитве и покаянии. Он ушел, 20 дней шел по пустыне и встретил прп. Марию. Она поразила его своим внешним видом: одежда истлела, кожа обгорела от палящего солнца. С первого взгляда он увидел, что она святая: она когда молилась, поднималась от земли на полметра, она очень быстро перемещалась в пространстве (он этого не мог). Он приходил сюда еще несколько раз, чтобы причастить ее, он узнал, что она яко посуху, перешла Иордан. Он ее причастил и, через год придя на место первой встречи, обнаружил ее уже умершей и увидел надпись, что она умерла в день, когда он ее причащал.
Ее весьма почитали на Востоке. Святой Софроний в VII в. составил ее житие, был составлен канон. На месте ее обращения соорудили часовню. Храмы строились, иконы писались. На Руси очень почиталась прп. Мария. На Западе ее практически не знают и сравнивают с Марией Магдалиной.
Сегодня для нас также актуально житие Марии Египетской. Мы можем для себя получить урок, что Мария была великой грешницей и стала великой праведницей (в церковных песнопениях ее называют целомудренной блудницей). Мы можем, глядя на нее, не отчаиваться в своем спасении. Для Бога нет отрекшегося Петра, нет гонителя Савла – есть первоверховные Петр и Павел. Нет для Бога грешников. Если грешник кается в своем грехе, если покаянием избавляется от него, то он становится праведником, а все, что было, не вспоминается.
Прп. Мария вдохновляет грешников, которым кажется, что их грехи настолько тяжелы, что Бог не может их простить. Прп. Мария, став праведницей, тем не менее, помнила свою жизнь и даже в этом каялась, исповедовала грехи авве Зосиме, – но Господь ее уже простил.
Память о грехах для нас – хорошее средство смирения. Это очень полезно в духовной жизни, избавляться от нее не нужно. Св. апостол Петр, отрекшийся, как известно, каждую ночь плакал, сожалея об этом поступке: хотя Господь его уже принял в Церковь, но Петр сам решил каяться.
Зачем в этот день опять читается канон Андрея Критского? Покаянный канон Андрея Критского читается в начале поста, чтобы настроиться на покаянный лад. Для тех, кто не настроился на покаяние, Святая Церковь еще раз повторяет этот канон, призывая наконец-то совершить этот подвиг. С другой стороны, есть такие люди, которые весь Великий пост усердно каялись, молились, постились и у них, возможно, появилось некое фарисейское ощущение, что они уже чего-то достигли и, возможно, возник вопрос, найдется ли человек, который превзошел их в этот великий пост? Для таких Церковь являет житие Марии Египетской, чтобы они, глядя на этот непревзойденный подвиг, смирились.
Как мы можем использовать этот опыт и научиться смирению в жизни? Обратимся к житию Прп. Марии. Святая покаялась и слышит голос Богородицы: «Если хочешь спастись – иди в пустыню». От чего спастись? От проблем она не избавилась, наоборот, она там претерпевала все это. Но она удалилась от мира, который ее соблазнял, – это важный урок ее жизни.
Мы читаем, например, в наставлениях аввы Дорофея, Иоанна Лествичника: оставление мира, лежащего во зле. Находясь вблизи соблазнов, невозможно им противостоять, т.к. наша природа изначально испорчена грехом. И находясь рядом с ними, грехи начинают жить в нас. Тот, который удаляется от мира, как говорит прп. Антоний Великий, тот избавляется от трех вещей: от соблазнов через зрение, через слух, через язык.
Это не значит, что мы сразу все должны идти в пустыню, бросив общественные и семейные дела, нет, но мы можем это сделать душой. Есть два вида ухода из мира, два вида безмолвия: одно – внешнее, телесное, физическое удаление; другое – духовное, совершаемое внутри.
Внешнее – удаление органов восприятия от всего, что соблазняет. Например, прекратить общение с другом, который тебя соблазняет: это будет удалением, хотя ты остаешься на своем месте. Например, можно сократить дозу поступающей извне информации через телевизор, интернет. После внешней изоляции, надо обратиться к своей душе и научить ее удаляться мыслями, чувствами, желаниями от всего, что Богу неугодно. Отшельники первым делом со вниманием смотрят на то, что возникает из сердца – трезвение; второе – молитва – беседа с Богом. Тогда начинается и просвещение от Бога. Но чтобы получить это познание, необходимо очистить свое сердце. У нечистых сердцем встречи с Богом не происходит.
Для тех, кто думает уйти из мира, надо знать такой принцип: страстным уходить от мира не рекомендуется. Особенно это относится к тем, кто подвержен возношению и гневу, потому что сам по себе затвор, не дает возможности очиститься от страстей, он их только усыпляет. Вспомним Никиту Печерского, который ушел в затвор, хотя его наставник не пускал, и закончилось это исступлением ума. Гневливым надо выбирать общество самых гневливых людей, чтобы они тебя очистили. Обиды, оскорбления, уничижения очищают от возношения.
По поводу ухода из мира – можно уйти от мира так: не поступать по законам этого мира, а жить по Евангельским заповедям. Этот уход Богу приятнее. Сегодня, как говорят святые отцы, мы не готовы к отшельничеству ни физически, ни чисто внутренне. Надо стараться бороться со страстями, находясь среди людей.
Желаем тем, кто еще не задумывался о смысле жизни и ее прекращении, вдохновляясь примером прп. Мари Египетской, подумать об этом пред лицом вечности в свете Божественного Откровения – и сделать сегодня, не откладывая на завтра, а тем, которые согрешили, – не отчаиваться в своем грехе, помня о том, что наши грехи это капельки в море милосердия Божия.