Во второе воскресенье Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Продолжателями этого делания стали старцы Киево-Печерской Лавры.
Византийский исихазм и cвт. Григорий Палама
С первых веков существования христианства фундаментом и основой духовной жизни любого человека, принадлежащего к лону Восточной Церкви, является идея тесного непосредственного общения с Богом.
Для Православной Церкви характерно органичное единство духовного предания, в русле которого развивается традиция опытного богопознания. Тем не менее многие ученые были склонны различать несовместимые школы в православной духовности, например, общежительное предание Св. Василия Великого, Преп. Дорофея и Преп. Феодора Студита, основанное преимущественно на послушании, и «исихастское» предание, от аввы Евагрия до Преп. Григория Синаита, где созерцание и умная молитва занимают первое место в духовной жизни. Однако, это различение условно.
Обе формы дополняют друг друга без всякого противостояния или соперничества, т.к. они соответствуют единому типу монаха и исходят из одного и того же источника духовности. Традиция боговидения достигла своего наивысшего теоретического и практического оформления в исихазме. Именно в исихазме богословие мистического опыта и православная антропология нашли свое наиболее полное выражение.
Среди многочисленных подвижников веры и учителей Церкви поздневизантийского периода, выразивших или в своих трудах, или примером своей жизни практику исихазма, особенно ярко выделяется имя Святителя Григория Паламы.
Родившись в 1296 году в большой и знатной семье, будущий святитель получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне. Его привлекала исихастская форма монашества, то есть уединение в подвиге Иисусовой молитвы. Это было время великого духовного возрождения на Афоне, основанного на «молитве Иисусовой» и связанного с такими именами, как Св. Никифор Монашествующий, Преп. Григорий Синаит (1346), Преп. Максим Кавсокаливийскпй и др. В процессе своего молитвенного подвига Свт. Григорий Палама сподобился таинственного озарения, имел видение Божественного Света, Света, который озарил преобразившегося Христа на Фаворе и который стал центральною темою мистического богословия Паламы. После этого периода подвига и молитвы, продолжавшегося около двадцати лет в 1337-1347 гг. защищал монахов-исихастов (безмолвников), осмеиваемых калабрийским монахом Варлаамом, который нападал на «Иисусову молитву» и на созерцательную жизнь, как таковую. «Палама борелся за «молитву Иисусову», за подлинность видения Божественного Света, за действительность единения человека с Богом». После долгих лет богословской борьбы учение Свт. Григория Паламы окончательно было принято Церковью и признается православным на Соборе в Константинополе в 1351 году. За четыре года до этой окончательной победы Палама был избран в 1347 году архиепископом Фессалоникийским. Он занимал эту епископскую кафедру в течение двенадцати лет вплоть до своей смерти в 1359 г.
Традиция исихазма принимала различные формы на протяжение многих веков, но она оставалась единой в своей духовной сущности: во Христе человек обретает свое первоначальное назначение, вновь сообразует свое существование с божественным первообразом, открывает истинную свободу, которую он потерял из-за рабства сатане, и использует эту свободу при содействии (sinergia) Святого Духа для того, чтобы любить и познавать Бога. Тогда он сможет предвосхищая сроки, стать причастником Царства, о котором Христос сказал, что оно «внутри нас» и опытно познать, что есть истинный божественный свет. «Исихазм – развитая традиция, где опыт определенным образом выверен и выстроен, организован и структурирован; он подчинен определенным критериям, и вербальной передаче его служит особый жанр, или же «аскетический дискурс», представленный в обширном корпусе текстов от IV в. до наших дней. Этот дискурс не ограничивается простой дескрипцией данных, но осуществляет и истолкование опыта, для чего в нем тоже созданы определенные принципы и правила».
Как уже было сказано, исихазм возникает в среде монашества как духовно-практическое делание. Формулируя содержание исихастской практики, многие аскетические писатели предлагают выделять шесть элементов: 1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека, 2) сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце, 3) непрестанная молитва, 4) безмолвие, трезвение и внимание, 5) призывание Имени Божия как реальной преображающей силы, 6) явление нетварного Фаворского света как реальность Богообщения на высших ступенях восхождения подвижника.
Наиболее полно и точно богословские истинны, обосновывающие истинность практики исихазма были выражены в трудах Свт. Григория Богослова. В своих постулатах Палама опирается на истины традиционного, церковного богословия, основывается на Божественном откровении в Священном Писании, на решениях Соборов и на творениях отцов, св. Василия Великого, св. Григория Нисского, пр. Максима Исповедника, Макария, Псевдо-Дионисия, Исаака Сирина и др. Поэтому идеи Свт. Григория глубоко укоренены в традиции.
Излагая свою концепцию исихазма, св. Григорий Палама постоянно говорит о новых отношениях между Богом и людьми, установленных воплощением, смертью и воскресением Христа. Эти новые отношения заключаются главным образом в том, что человеку дано жить общей жизнью с Богом, соединяться с Ним, обоживаться. Мистическая жизнь была для Паламы жизнью Самого Бога в нас. «Этот Свет, — пишет он, — есть присносущная жизнь, входящая в обожествляемого человека и не отделяемая от Бога. Так и Павел говорил: «Живу больше не я, живет же во мне Христос»». Недоступный и непричастный в Себе, в Своей сущности, Бог выявляет Себя целостно и неделимо Своими действиями (энергиями). Весь человек, созданный по образу Божию, участвует уже здесь в этой несозданной Божественной жизни, не теряя своей тварной природы. Он, не отождествляясь с Божественным естеством, становится несозданным по благодати и безначальным. Это непосредственное единение человека с Богом сделалось возможным благодаря воплощению.
Учение о возможности «умной молитвы» и созерцания фаворского света Святитель Григорий основывает не только на утверждении существования божественных энергий, но и на всей традиционной христианской антропологии.
По мысли всей святоотеческой традиции, изначальное, идеальное состояние человека, замысел Божий о нем – это возможность соединиться с Ним в одной Ипостаси. Падение Адама изменило и нарушило первозданную красоту и гармонию божественного плана. Человек умер для райской жизни. Но грехопадение не лишило человека совсем его богоподобности. Ему дана надежда подняться, расти и лечиться. Душа больна; больны все ее части и врач — Христос врачует душу. Для этого и совершается вочеловечение Христа.
Свт. Григорий Палама пишет, что «обожение есть воипостасное видимое воссияние, не имеющее в достойных возникновения, но лишь непомыслимое проявление; превышающее ум и смысл, совершающееся в нетленном веке таинственное единение с Богом, когда, созерцая свет сокровенный и пренеизреченной славы, вместе с вышними силами святые и сами становятся восприемниками блаженнейшей чистоты; и призывание великого Бога и Отца, служащее символом ипостасного и действительного усыновления по дару и благодати Святого Духа, когда в посещении благодати святые полагаются сынами Божьими, каковыми все они и пребудут».
Свт. Григорий Палама придерживается древней традиции. Для него обожение означает личную встречу с Богом. Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. Это таинственное Божественное Присутствие, независимое от трансцендентной Божественной Сущности, превосходит всякое понимание. Но от этого оно не менее достоверно. Недостижимый Бог таинственно открывается человеку в Своих энергиях.
Палама учит, что обожение человека возможно благодаря Божественным энергиям. Апостол Петр призывает христиан соделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет 1:4), что оказывается возможным только постольку, поскольку Бог, недоступный для приобщения в Своей сущности, становится доступным для приобщения и познавания в Своих энергиях. Эти нетварные энергии, превечно изливающиеся из Божественной сущности, являют Его существование. Все учение Свт. Григория предполагает действие Личного Бога. Не покидая неприступного света, в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием.
Таким образом, главная цель богословского учения Свт. Григория — защитить реальность христианского опыта. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека. И обновление достигается не высвобождением каких-то природных энергий, присущих тварному бытию человека, но "энергиями" Самого Бога, Который через них встречается с человеком, и объемлет его, и приемлет в общение с Собой.
Из открытых источников