Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Длится Успенский пост две недели – с 14 по 28 августа. Начинается он праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который в народе зовется Медовый Спас. В этот день освящается в церквях мед нового урожая, а через пять дней празднуется еще один Спас, яблочный. Таково второе, народное название праздника Преображения Господня, 19 августа. В этот день освящается новый урожай яблок.
Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий. По уставу в понедельник, среду и пятницу предписывается невареная пища (сухоядение), во вторник и четверг пища вареная, но без масла, и лишь в субботу и воскресенье в меню могут появиться блюда с маслом. А рыба за весь пост разрешается только один раз – на праздник Преображения Господня.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о посте
Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.
По материалам pravoslavie.ru и patriarchia.ru