Пятница, 10 Января 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

24 мая - память Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских

  124 мая - день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, а также тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и День славянской письменности и культуры.

Православная Церковь празднует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, которые считаются создателями славянского алфавита и литературного языка. Многое из истории их жизни и миссии до сих пор остается неизвестным. Но достоверно известно, что они, прежде всего, создали литературный славянский язык на основе болгарских диалектов, а также славянскую письменность. Также они перевели Священное Писание на славянский язык и положили начало как славянскому богослужению, так и славянской литературе.

Что они были за люди? Братья происходили из семьи византийского военного чиновника среднего ранга, жившего в Солуни. Это была достаточно состоятельная и образованная семья. Мефодий был старшим, он был намного старше Кирилла. Кирилл был самым младшим— согласно житию— седьмым ребенком в семье.

 

По характеру, так как мы можем проследить это по житиям и другим материалам, это были люди достаточно разные. Кирилл был филологом, как говорится, от Бога. Он прекрасно обучался языкам и любил это занятие. При этом Кирилл знал немало языков. Кроме славянского, он знал еврейский язык; во время одной из поездок познакомился с арабским языком, когда сопровождал в качестве переводчика миссию в халифат. Очевидно, в определённой степени, он знал латынь, и даже сирийский язык. Стоит заметить, что в то время сирийский знали немногие, а это еще раз свидетельствует о его высокой образованности. Исходя из этого, в дальнейшем, святой Кирилл сумел смоделировать из разговорных славянских языков – литературный, потому что, как известно, литературный язык отличается от разговорного — он должен быть нормализован и ориентирован на какой-то образец. Поскольку Кирилл был греком, то ориентация шла на греческий.

Мефодий же изначально делал типичную карьеру византийского чиновника. Он был назначен управляющим неким округом, который был населен славянами. Очевидно, он показал себя хорошим администратором. Однако, после потери своей семьи, он принял монашеский постриг и поселился в Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря. В дальнейшем именно оттуда он начинает сопровождать своего брата. Таким образом, такое сочетание ученого-филолога и администратора было очень удачным и приводило к хорошим результатам.

Для славянских стран, славянских народов праздник Кирилла и Мефодия относится к самым главным. Что же такого особо важного для нас в этом празднике?

Всем понятно, насколько важно было для христиан получить саму весть о православном христианстве. До этого, если христианство и проповедовалось, то преимущественно вне православных форм, а если и в православных, то в малых и не очень успешно. Необходимо было получить письменность, а так как у славян не было письменного языка – язык был, и даже весьма развитый, но без письменности, то было невозможно сделать переводы книг и начать свою оригинальную славянскую письменность. Все это сделали Кирилл и Мефодий. Об этом все знают.

Но есть некоторые вещи, которые ничем не менее важные, но их знают гораздо меньше. Ведь не только православную догматику принесли нам Кирилл и Мефодий, не только библейские и богослужебные книги, а также прочие, которыми мы наставляемся в христианстве. Они принесли не менее важное и не существующее без всего этого — а именно, стиль христианской жизни, отношение к православной жизни. Вот этот стиль был абсолютно византийским в хорошем смысле этого слова.

Святые Кирилл и Мефодий оставили нам в наследство не какое-то этническое православие, состоящее из понятных только старым бабушкам обрядов, но и то понятных только по тому, как их надо совершать, а не по тому, что они значат. Они несли нашему народу культуру, язык, но делали это не в отрыве от нравственных и духовных ценностей, не в отрыве от самого главного — целеполагания человеческой жизни. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия — соединение человека с Богом, освящение всей жизни.

Они оставили нам просвещенное византийское христианство с переводами святых отцов, с особым почитанием Григория Богослова, само имя которого является образом именно просвещенного христианства. Как мы знаем из жития св. Кирилла, его образцом для подражания с ранней юности был св. Григорий Богослов. Именно Григорию Богослову он подражал всей своей жизнью. Правда, в жизни Григория Богослова не было таких обстоятельств, чтобы пойти к какому-то народу проповедовать, а он проповедовал тому народу, среди которого он жил, будучи архиепископом Константинополя. Но Кириллу пришлось проповедовать другим народам, среди которых он не жил. Это были разные народы, но главный успех, конечно, он получил среди славян. Проповедовал он, однако, то же самое, что Григорий Богослов проповедовал обитателям Константинополя и другим жителям Римской империи IV века. Что же это такое? Это просвещенный образ христианства.

У нас под православием далекие от православия люди подразумевают какую-то совершенно безобразную религию невежества и враждебности ко всякому образованию, особенно светскому, и вообще религию какого-то массового отупения. Конечно, любой православный возмутится этим. Мы можем сказать, что православие на самом деле не таково. Православие предполагает, что, несмотря на то, что каждый человек сам выбирает, насколько он будет учиться, насколько он будет образованный, в какой сфере он будет развивать свои навыки: в ремесле, в светском образовании, в науке, - тем не менее у него должно быть духовное образование, что оно необходимо всем абсолютно.

Кирилл и Мефодий именно такое православие принесли славянам. Вот взять, например, святого Кирилла. Он значительную часть своей жизни должен был проводить в дороге. Кирилл передвигался в основном на коне, тратил на это помногу часов в день. Как же он тогда совершал всякие молитвы? А очень просто. Составитель жития упоминает, что он ехал на коне и читал первый час. Он наизусть знал службу суточного круга, и, передвигаясь на коне, он просто сам себе их читал ежедневно. То есть у него было ежедневное и постоянное богослужение.

А вот многие люди считают, что Кирилл и Мефодий были такие же интеллигентные люди, как они, им бы не то, что в голову пришло самим читать первый час – они бы и про Кирилла такое никогда бы не подумали. С виду же приличный человек, интеллигентный, а вот те на – читает первый час и вообще занимается вот таким круглосуточным богослужением!

А это были именно такие люди. Поэтому их ум не рассеивался в том, что они делали, а наоборот, собирался. И такой пример нам дает Кирилл и Мефодий.

Необходимо помнить, что наше христианство – это христианство Кирилла и Мефодия, неразрывное с текущей жизнью и наполненное непрерывной молитвой.

Глядя на их жизнь и читая их жития, мы прямо получаем примеры всех родов христианской жизни, какие только могут быть, которые редко так вот совмещаются в одном и даже в двух человеках: это монашество (св. Мефодий был строгим монахом с Вифинского Олимпа, одного из тогдашних центров монашества); это епископское служение (пример опять являет нам св. Мефодий), также это монашество в миру, уже совсем такая как будто бы экзотическая вещь; это и ученые труды, которыми особенно много занимался св. Кирилл, к которому затем присоединился и св. Мефодий; это и дипломатическая работа; это и жизнь при дворе, и вовлеченность во всякие политические процессы; и жизнь среди столичного духовенства (св. Кирилла, который, будучи мирянином, занимал важную должность при столичном кафедральном соборе Святой Софии); и в то же время это настоящее монашество и внутренняя жизнь и умное делание, — поэтому они не только дали образование вновь просвещенным ими народам, но именно научили их христианской вере. Христианской вере можно научить не тогда, когда ты что-то знаешь о вере (хотя это тоже важно), но и просто своим примером можно очень многому научить; а святые Кирилл и Мефодий еще и очень много знали. Но эти знания передаются и усваиваются учащимися только тогда, когда они основаны на жизни, как и всякая христианская проповедь должна быть проповедью прежде всего жизни. И вот, эту самую христианскую жизнь нам, т.е. всем славянским народам, явили святые Кирилл и Мефодий.

Святые Кирилл и Мефодий показывают нам то христианство, которое не связано ни с какими суевериями, ни с какими национальными предрассудками, ни с какими культурными предрассудками. В частности, у святых Кирилла и Мефодия был спор, который они выдержали, — о том, что на любом языке можно проповедовать православие; это касается и того, что можно переводить богослужебные книги и Священное Писание на церковнославянский язык (а именно об этом тогда был спор), и того, что вообще не только на языки, разные в лингвистическом смысле слова, но и разные в культурном смысле слова можно переводить христианскую проповедь. Люди бывают очень далеки от христианской культуры, но в то же время у них есть своя культура со своими ценностями; надо стараться рассказать им о христианстве на языке этих ценностей и эти ценности задействовать. С самого начала христианство по отношению к еврейской и греко-римской цивилизации выступило не с призывами сразу все до него бывшее отбросить и забыть, а все это использовало в проповеди.

Вот так надо относиться и ко всей нехристианской культуре, с которой мы сталкиваемся при проповеди Православия; так надо относиться и к той культуре безбожников, среди которой мы живем. Не надо думать, что в современной нам культуре абсолютно все плохо и безобразно. Конечно, прежде всего надо понимать, что она вся безбожная, даже если говорит вроде бы о чем-то хорошем; но за всем этим безбожием и даже бесовской одержимостью, свойственными современной культуре, все-таки проглядывает естественное стремление человеческой души к Богу, и надо найти, в чем конкретно это стремление проявляется и вместо того неправильного ответа, который люди находят сами по себе, предложить им тот правильный ответ, который не мы сами придумали, а который дает Церковь, т.е. Бог.

И вот тут нужно особенно молиться святым Кириллу и Мефодию. Молитвами святых Кирилла и Мефодия мы можем и сами остаться православными христианами, и достигнуть того, чтобы Православие через нас проповедовалось в современном мире, и чтобы молитвами тех, кто обратится через нас к вере, и мы сами спаслись.

Верим, что святые равноапостольные братья с нами. Об этом свидетельствует и то, что сегодня по милости Божией их праздник в Российской Федерации стал церковно-государственным. Он отмечается при поддержке государства, а это означает, что государство поддерживает подход, в основе которого — соединение интеллектуального и нравственного, образование как получение знаний и навыков и формирование личности нравственно целостной, сильной, способной любить ближних и Отечество свое. И да поможет всем нам Господь служить такому просвещению, и тогда, несомненно, у народа нашего будет светлое будущее.

По материалам портала ПРАВМИР –

подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх