БОГОЯВЛЕНИЕ или КРЕЩЕНИЕ?
(К истории происхождения праздника)
Тропарь. Господи, когда Ты крестился во Иордане,
открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христе Боже, явившийся и
просветивший мир, – слава Тебе!
Кондак. Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя:
«Ты пришел, Ты явился, о Свет неприступный!»
|
Подробно
|
Дорогие братья и сестры!
18 Января Крещенский Сочельник в 17.00 состоится вечернее Богослужение в храме, по окончании которого в 18.30-19.00 настоятель храма протоиерей Богдан освятит воду в р.Неве, где будет организована прорубь для купания! (спуск к р.Неве около храма).
|
Подробно
|
О СВЯТОЙ ВОДЕ
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
|
Подробно
|
Святитель Василий Великий
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
|
Подробно
|
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Приглашаем слушателей с 16 лет.
Занятия проводят: Настоятель храма протоиерей Богдан
и катехизатор Татьяна Ивановна Невская
Время занятий: воскресенье, 15 часов.
|
Священник Павел Гумеров
Почти не осталось православных приходов в России, где не действовала бы приходская воскресная школа. Чаще всего это школа для обучения основам веры детей, но при многих храмах есть и духовные школы для взрослых. Они создаются, чтобы прихожане могли получить необходимые знания по духовным вопросам, пообщаться вне церковных служб, задать вопросы священнику. В общеобразовательных школах – правда, со скрипом – началось преподавание Основ православной культуры. И оказалось, что сегодня очень не хватает специалистов, которые могли бы познакомить детей с основами веры, причем не хватает как в приходских, так и в светских школах. Их нужно готовить, обучать. О преподавании Закона Божия и основ Православия – наша беседа со священником Павлом Гумеровым.
– Батюшка, сегодня и Святейший Патриарх, и епархиальные архиереи призывают и даже обязывают всех приходских настоятелей открывать при храмах воскресные школы для детей. Но известно, что возможности у приходов разные. Уровень подготовки преподавателей иногда оставляет желать лучшего. Как вы считаете, с чего нужно начинать приходским преподавателям Закона Божия и других духовных дисциплин?
|
Подробно
|
«По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»
Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали некоторые древние еретики) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матфей 5:17).
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3).
|
Подробно
|
Веселитесь праведные, небеса, радуйтесь; играйте горы, ибо родился Христос!
Восседает Дева, Херувимам подобная, нося на лоне Бога – Слово воплощенное.
Пастухи Рожденного славят, волхвы Владыке дары приносят.
Ангелы возглашают хвалу: «Непостижимый Господи, слава Тебе!»
(1-я хвалитная стихира на утрени Рождества Христова)
Возлюбленные о Господе досточтимые отцы,
матушки игумении, честные иноки и инокини,
боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас и поздравляю с великим, мироспасительным праздником – Рождеством во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все мы сегодня вновь молитвенно переживаем величайшее событие в мировой истории. «Ныне на земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш» (стихира первого часа). Сын Божий явился в мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи всех людей и совершить дело искупления человеческого рода. Совершившись однажды, Рождество Богомладенца, преодолевая время и расстояния, разрушая все земные категории, вечно наполняет сердца множества людей всеобъемлющей радостью, той удивительной непреходящей радостью, которую никто не сможет отнять и которая непременно возвращается Божиим чудом в человеческую жизнь.
|
Подробно
|
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. (1 Ин. 4:9)
Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен.
|
Подробно
|
ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА
Как известно, богослужебное чествование важнейших праздников не ограничивается одним днём. В первую очередь это относится к торжествам, выражающим важнейшие догматы Христианства как религии Спасения – к Богоявлению, т. е. явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мёртвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продолжительный и тщательно разработанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом». Рождественский цикл по разным причинам не получил такого законченного оформления.
Древние богослужебные источники свидетельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]»), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – производные от этих основных. В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобразным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Господня.
|
Подробно
|
Дорогие братья и сёстры!
Независимо о того, давно ли Вы в Церкви или совсем недавно пришли в Неё, но у Вас, конечно же, есть вопросы о смысле богослужения, о содержании православной веры, об обычаях и обрядах, об истории Православия на Руси и о многом другом. Если это так, то у Вас есть прекрасная возможность узнать об этом.
Мы приглашаем учиться взрослых людей — молодых и не очень, имеющих высшее образование и только вчера окончивших среднюю школу.
Зачем нужны знания о Церкви в наш и без того насыщенный информацией век?
|
Подробно
|
Словом сочельник или сочевник называются дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня. Название происходит от церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть благочестивый обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Иисуса Христа. Уставом это не предписано. Каждый должен брать на себя подвиги по силам.
|
Подробно
|
Приближается Новый Год, праздник, с которым у многих из нас связаны теплые воспоминания детства. В советские годы Новый Год оставался, пожалуй, единственным неидеологизированным праздником — праздником, который продолжал нести на себе какой-то далекий отсвет Рождества.Даже для принудительно секуляризированного сознания советского (и постсоветского человека) Новый Год сохранял какой-то оттенок чудесности и сакральности. |
Подробно
|
|
|