22 мая Православная Церковь совершает праздник Преполовения Пятидесятницы и воспевает его так:
Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.
Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!
Преполовение Пятидесятницы, также Преполовение Господне или Преполовение — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Этимологически русск. пол~, полов~ указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.
Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.
Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.
Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Святой Троицы. В нашей христианской жизни они должны быть наполнены радостью о воскресшем Господе и приобщать нас Духу Святому. Однако всякий из нас знает из личного опыта, что в силу изменчивости и немощи человеческой природы духовно-радостное состояние души сохранить трудно. Поэтому именно посередине между этими важнейшими праздниками, когда души наши охладевают, Церковь устраивает особое торжество – преполовение Пятидесятницы, чтобы укрепить праздничное состояние наших душ благодатию Божиею.
Название праздник получил от слова, которое используется в Евангелии от Иоанна (Ин.7:14). Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей. Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (ср. Ин.7:16). И в последний день праздника возглашает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И евангелист уточняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» (ср. Ин.7:37-39). То есть Господь этими слова сказал о Святом Духе, о Божественной благодати, которую могут получить желающие принять ее.
Вместилищем благодати по Божиему установлению является Церковь Христова, в которой Бог-Отец и Бог-Дух Святой действуют триединой силой даров, необходимых для спасения каждого человека.
Почему же благодать Божия нисходит не на всех, либо отдаляется от нас время от времени? Вполне лаконичный ответ дает нам преподобный Ефрем Сирин: «По мере веры и благодать обитает в душе». Нарушение Божьего закона данного человеку, восстание против Бога, против себя, против собственной души – вот те совершаемые нами шаги, которые удаляют нас от Бога, от источника его Божественной благодати. И мы, ослабленные действием греха, становимся неспособными сопротивляться козням диавола, впадаем в скорбь и нравственный хаос, получаем духовное и впоследствии как закономерность, и физическое повреждение.
Но мы при этом должны не забывать о том, что Милосердный Господь ждет нашего возвращения в Дом Отчий, предлагая нам приобщиться спасительной благодати – воды бессмертия словами: «Жаждай, да грядет ко Мне и да пиет» (Ин.7:37). И счастлив тот, кто осознает величие этой любви Бога к каждому из нас.
В Ветхом Завете особым образом отмечался день преполовения праздника Кущей. На празднике Кущей тема воды, о которой возгласил Спаситель, возникла не случайно, потому что еврейский праздник Кущей всегда сопровождался особым ритуалом. В один из дней праздника первосвященник шел к Силоамской купели, у которой Иисус исцелил расслабленного, а потом и слепого, что вспоминается позднее - в шестую неделю по Пасхе. Священник набирает воду из Силоамского источника в золотой сосуд и, возвратясь в храм, смешивает ее под звуки труб и кимвалов с вином. Потом он каждое утро возливает ее на западную часть жертвенника со словами пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис.12:3).
Новозаветная Церковь воспользовалась ветхозаветным духовным опытом. Конечно, ветхозаветный праздник имеет другой смысл, но опыт совершения Преполовения оказался ценным и для Православной Церкви.
Иносказательно речь шла о времени прихода Мессии. Возлияние воды напоминало и о том, как Моисей из камня извел воду, когда евреи умирали в пустыне от жажды. Вода – прообраз благодати; гора, из которой потекла вода, прообраз Мессии, т.е. самого Христа. Поэтому Иисус и выбрал этот праздник, чтобы открыть Себя как Источник жизни и как Мессию.
Именно об этом ветхозаветном празднике Преполовения идет речь в сегодняшнем Евангелии, где говорится, как Господь наш Иисус Христос в этот день вошел в Иерусалимский Храм и открыто учил о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил – это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа. Среди всех вещественных начал мира, именно вода в наибольшей степени является символом благодати и в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия.
Силоамский источник тоже имеет свою иносказательность. Вода в него поступает из подземного источника тихо и незаметно. Силоамская вода – прообраз не шумного водопада, а тихого и спокойного источника, который постепенно, но неизменно наполняет купель водою. Этот источник - образ Самого Иисуса Христа, смиренного и кроткого сердцем.
Поэтому праздник Преполовения неизменно связан с освящением воды. В праздник Преполовения после литургии совершается водосвятный молебен, который не только выражает идею живой воды, о которой проповедовал наш Спаситель, но и реально приобщает нас Духу Святому.
Евангельское чтение в день Пятидесятницы (см.: Ин. 7:37–52; 8:12) начинается там, где кончается чтение Преполовения, и содержит обетование Святого Духа в образе потоков воды живой. Эта тема «воды живой» как образа благодати и составляет лейтмотив богослужения Преполовения.
В противоположность богослужению, иконография Преполовения Пятидесятницы не развила «тему воды». Она очень сдержанна и показывает нам Христа в храме, говорящего со старцами. Он не стоит, как в последний день праздника, когда Он говорил о воде живой, а сидит на полукруглой скамье в середине иконы.
Шесть старцев, сидящих с покрытыми головами по трое с каждой стороны Христа, составляют на иконе две гармонически уравновешенные группы. Их позы и жесты выражают удивление, откуда можно заключить, что икона просто передает следующее место из евангельского чтения праздника: Како Сей книги весть, не учився? (Ин. 7:15).
Икона не является просто изобразительным пересказом евангельского текста, касающегося «середины праздника» кущей: здесь явно учащий Христос (жест Его правой руки и свиток в левой) представлен в виде безбородого отрока – так, как Он должен был выглядеть в двенадцать лет, когда Он впервые изумил окружавших Его в храме законников Своей мудростью (см.: Лк. 2:41–50). На иконе нет Марии и св. Иосифа. Если черты Христа Спасителя на иконе Преполовения указывают на первое возвещение Премудрости Божией в Иерусалимском храме согласно повествованию Евангелиста Луки (евангельское чтение на праздник Обрезания Господня), то это не заменяет последней проповеди Мессии в том же храме, но указывает на связь между началом и концом, на единство учения Сына Божия, посланного в мир Отцом (Лк. 2:49: не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего достоит быти ми? и 6-я песнь канона Преполовения: «…глаголал еси в храме, Христе, предстоя иудейским собором Свою славу открывая»).
Тип Спасителя подчеркивает и вневременность Христа, и истинность Его вочеловечения: воплощенное Слово прошло через детский и отроческий возраст. И в каждом возрасте Своей земной жизни Господь остается неизменной Премудростью Отчей, впервые явившей Себя книжникам в юности.
В народе среда четвертой недели по Пасхе всегда связывалась с водой. Считалось, например, что в этот день Иисус Христос переплыл море, и потому Преполовение открывает купальный сезон, который длится вплоть до Ильина дня – второго августа.
Преполовение празднуется восемь дней и заканчивается празднованием в среду следующей, пятой, недели по Пасхе – недели самарянки. Рассказ о встрече самарянки с Иисусом Христом у колодца Иакова тоже связан с водой.
Так три седмицы постпасхального периода – четвертая, пятая и шестая – так или иначе связаны с водной стихией, олицетворяющей Духа Святого, который изобильно будет изливаться на всех.
Да поможет и нам Господь сохранять благодать праздника Воскресения Христова в сердцах наших не только до дня Пятидесятницы, но и до дня встречи со Христом в жизни вечной!
По материалам портала ПРАВМИР –
подготовила Татьяна Невская, катехизатор.