Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

21 июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

  21 июля Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет чу­дес­ное яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Это – один из са­мых по­чи­та­е­мых на Ру­си Бо­го­ро­дич­ных об­ра­зов.

В храме Казанской иконы Божией Матери в СНТ "Восход" п. Синявино 21 июля совершается престольный праздник – в 10.00 благочинный Шлиссельбургского округа протоиерей Богдан Голод возглавит Божественную литургию. Накануне 20 июля в 17:00 – Всенощное бдение. Приглашаем верующих соборно помолиться!

Всего праздников Казанской иконы Божией Матери два. Согласно новому стилю, им соответствуют дни: 21 июля – обретение иконы (в на­ро­де – «Лет­няя Ка­зан­ская») и 4 ноября («Осен­няя Ка­зан­ская») – в благодарность за помощь при спасении Москвы и России от поляков. Обе эти даты являются непереходящими.

 

Можно сказать, что 21 июля праздник самый главный, потому что праздник установлен именно в честь самого обретения иконы, которое произошло в 1579 году, когда в только что завоеванном Казанском ханстве, где почти все местные жители были мусульманами, в одной христианской семье девочке было видение, что в таком-то месте закопана икона. Найдена икона настоянием девочки – ребёнка, к которой, по чистоте детского сердца, обратилась Сама Пречистая Матерь Божия и указала на место, где должно было обрести икону. Девочка говорила об этом матери своей, но та не верила. Убедилась позже и мать; вместе они пошли к архиереям, священникам, к народу… Но те не имели веры до тех пор, пока сама маленькая девочка не взяла заступу и не стала разгребать это пожарище.

Икона действительно обрелась в указанном месте. По-видимому, она была скрыта там тайными христианами еще в то время, когда Казанское ханство не было под владычеством русского царя. По одной из версий, дошедших до наших дней благодаря дореволюционному исследователю истории чудотворной иконы профессору Казанской духовной академии Г.З. Елисееву, сокрыть ее в земле могли во времена Казанского ханства. В ханские времена в Казани жило много русских людей. Это были пленники, захваченные во время войн, служившие при дворах ханских вельмож. В мирные времена в Казани жили также свободные русские люди: торговцы и ремесленники. Вероятно, кто-то из них спрятал икону, укрывая святыню во время пожара или при каких-то других трагических обстоятельствах.

И с тех пор Казанская икона относится к самым почитаемым в Русской Церкви, потому что, с одной стороны, она стала таким особенным знамением побед русского оружия и православного воинства над иноверными врагами, и, кроме того, ее явление было знаком благоволения Божия к тому, чтобы православный русский народ овладевал землями не православных соседей и тем самым этим соседям приносил пользу, прежде всего, духовную через то, что многие из них стали потом обращаться в православие, и это содействовало спасению их души.

Любовь народа к Казанской иконе Божьей Матери столь велика, что в каждой епархии, сколь мала она ни была, обязательно есть храм, посвящённый образу Казанской иконы Богородицы. Вплоть до революции на Руси эта святая икона находилась в каждом доме — от крестьянской избы до царских палат. Сегодня она вновь открыта для смиренной молитвы в каждом православном храме, в каждой верующей семье.

Этот образ, по своему типу относится, как и Владимирская, как и Смоленская, к образу, именуемому "Одигитрия" т.е. Путеводительница. Но есть в этом образе некая особенность, которая привлекает и до сих пор любовь верующих: Матерь Божия на этой иконе как бы приклоняет главу к младенцу. И этот жест – это не жест матери к своему ребёнку… Богородица любила Господа и Спаса нашего Иисуса Христа как своё чадо, но прежде всего она видела в нём, Бога. Преклонение главы – это и есть обращение Матери Божьей к своему Божественному Сыну. Она говорит Ему, обращается к Нему от всех нас, чтобы Он прощал нам прегрешения наши, чтобы милость Свою давал нам – вечно сомневающимся, вечно уклоняющимся от правого пути. Матерь Божия в этом постоянном, внешне кажущемся безмолвном, общении и молитве к Своему Божественному Сыну молится за весь род христианский.

Образ часто называют "Державным", потому по молитвам перед этим дивным образом происходило заступничество во бранях, в тех или иных трудных обстоятельствах государственной жизни.

Со­бы­тие об­ре­те­ния ико­ны опи­сал на­сто­я­тель ка­зан­ской Ни­коль­ской церк­ви свя­щен­ник Гер­мо­ген (впо­след­ствии вто­рой рус­ский Пат­ри­арх и свя­щен­но­му­че­ник, † 1612 г.), а на ме­сте яв­ле­ния ико­ны по ве­ле­нию за­во­е­ва­те­ля Ка­за­ни ца­ря Ива­на IV был ос­но­ван Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь.

Наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми спис­ка­ми с Ка­зан­ской ико­ны бы­ли чу­до­твор­ные об­ра­зы, хра­нив­ши­е­ся в Ка­зан­ских со­бо­рах в Пе­тер­бур­ге и Москве. О каж­дом из них су­ще­ство­ва­ло пре­да­ние, что имен­но дан­ная ико­на бы­ла об­ре­те­на в Ка­за­ни и впо­след­ствии ока­за­лась в сто­ли­це. По­яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны в Санкт-Пе­тер­бур­ге свя­за­но с учре­жде­ни­ем здесь но­вой сто­ли­цы Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Ве­ро­ят­но её при­вез­ла в 1710 го­ду из Моск­вы ца­ри­ца Па­рас­ке­ва Фе­о­до­ров­на.

Дру­гая ко­пия чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни – в Успен­ском со­бо­ре Ка­зан­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, – но 29 июня 1904 го­да бы­ла по­хи­ще­на свя­то­тат­ца­ми и бес­след­но ис­чез­ла. Зна­ме­на­тель­но, что это про­изо­шло неза­дол­го до но­вой кро­ва­вой сму­ты в на­шем Оте­че­стве. Тща­тель­ные ро­зыс­ки ре­зуль­та­тов не да­ли.

В кон­це XX сто­ле­тия мно­го пи­са­ли и го­во­ри­ли об иконе, на­хо­див­шей­ся в Ва­ти­кане и недав­но воз­вра­щён­ной в Моск­ву. Неко­то­рые на­де­я­лись, что это и есть та са­мая чу­дес­но яв­лен­ная в Ка­за­ни ико­на. Од­на­ко еще до ее воз­вра­ще­ния бы­ло уста­нов­ле­но, что это – до­воль­но позд­ний спи­сок, не ра­нее XVIII ве­ка. Дру­гой со­хра­нив­ший­ся, Пе­тер­бург­ский, спи­сок ико­ны да­ти­ру­ет­ся при­мер­но тем же вре­ме­нем. Та­ким об­ра­зом, ни один из древ­ней­ших спис­ков вре­ме­ни про­слав­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны в кон­це XVI сто­ле­тия по­ка вновь не яв­лен.

Классический текст богослужения этого дня был написан еще в 16 веке. Патриарх Московский Гермоген, бывший одним из очевидцев чудодейственного обретения иконы, стал автором тропаря и величания Богородицы. Спустя пять веков его текст «Заступница усердная» сохранился в неизменном виде, при этом остается одной из центральных составляющих богослужений этого дня:

Тро­парь празд­ни­ка (в рус­ском пе­ре­во­де): За­ступ­ни­ца усерд­ная, Ма­терь Гос­по­да Все­выш­не­го! Ты о всех мо­лишь­ся Сы­ну Сво­е­му, Хри­сту Бо­гу на­ше­му, и со­дей­ству­ешь спа­се­нию всех, при­бе­га­ю­щих под Твою мо­гу­ще­ствен­ную за­щи­ту. О, Гос­по­жа Ца­ри­ца и Вла­ды­чи­ца! За­щи­ти и нас всех, обре­ме­нен­ных мно­ги­ми гре­ха­ми, на­хо­дя­щих­ся в ис­ку­ше­ни­ях, скор­бях и бо­лез­нях, ныне пред­сто­я­щих и мо­ля­щих­ся Те­бе со сле­за­ми, с уми­лен­ным ду­хом и со­кру­шен­ным серд­цем пред Тво­им пре­чи­стым об­ра­зом, и име­ю­щих на Те­бя непо­стыд­ную на­деж­ду на из­бав­ле­ние от вся­ко­го зла! Да­руй же всем по­лез­ное и спа­си всех нас, о Бо­го­ро­ди­ца Де­ва; ибо Ты – Бо­же­ствен­ный по­кров Сво­им ра­бам!

Непреложной традицией этого праздника является крестный ход, увенчанный образом Казанской иконы. Ему всегда предшествует праздничная литургия. Посетить ее – долг каждого истинно верующего православного человека.

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго! (Акафист Казанской иконе, Кондак 1)

По материалам сайта ПРАВМИР – Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх