21 июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов.
В храме Казанской иконы Божией Матери в СНТ "Восход" п. Синявино 21 июля совершается престольный праздник – в 10.00 благочинный Шлиссельбургского округа протоиерей Богдан Голод возглавит Божественную литургию. Накануне 20 июля в 17:00 – Всенощное бдение. Приглашаем верующих соборно помолиться!
Всего праздников Казанской иконы Божией Матери два. Согласно новому стилю, им соответствуют дни: 21 июля – обретение иконы (в народе – «Летняя Казанская») и 4 ноября («Осенняя Казанская») – в благодарность за помощь при спасении Москвы и России от поляков. Обе эти даты являются непереходящими.
Можно сказать, что 21 июля праздник самый главный, потому что праздник установлен именно в честь самого обретения иконы, которое произошло в 1579 году, когда в только что завоеванном Казанском ханстве, где почти все местные жители были мусульманами, в одной христианской семье девочке было видение, что в таком-то месте закопана икона. Найдена икона настоянием девочки – ребёнка, к которой, по чистоте детского сердца, обратилась Сама Пречистая Матерь Божия и указала на место, где должно было обрести икону. Девочка говорила об этом матери своей, но та не верила. Убедилась позже и мать; вместе они пошли к архиереям, священникам, к народу… Но те не имели веры до тех пор, пока сама маленькая девочка не взяла заступу и не стала разгребать это пожарище.
Икона действительно обрелась в указанном месте. По-видимому, она была скрыта там тайными христианами еще в то время, когда Казанское ханство не было под владычеством русского царя. По одной из версий, дошедших до наших дней благодаря дореволюционному исследователю истории чудотворной иконы профессору Казанской духовной академии Г.З. Елисееву, сокрыть ее в земле могли во времена Казанского ханства. В ханские времена в Казани жило много русских людей. Это были пленники, захваченные во время войн, служившие при дворах ханских вельмож. В мирные времена в Казани жили также свободные русские люди: торговцы и ремесленники. Вероятно, кто-то из них спрятал икону, укрывая святыню во время пожара или при каких-то других трагических обстоятельствах.
И с тех пор Казанская икона относится к самым почитаемым в Русской Церкви, потому что, с одной стороны, она стала таким особенным знамением побед русского оружия и православного воинства над иноверными врагами, и, кроме того, ее явление было знаком благоволения Божия к тому, чтобы православный русский народ овладевал землями не православных соседей и тем самым этим соседям приносил пользу, прежде всего, духовную через то, что многие из них стали потом обращаться в православие, и это содействовало спасению их души.
Любовь народа к Казанской иконе Божьей Матери столь велика, что в каждой епархии, сколь мала она ни была, обязательно есть храм, посвящённый образу Казанской иконы Богородицы. Вплоть до революции на Руси эта святая икона находилась в каждом доме — от крестьянской избы до царских палат. Сегодня она вновь открыта для смиренной молитвы в каждом православном храме, в каждой верующей семье.
Этот образ, по своему типу относится, как и Владимирская, как и Смоленская, к образу, именуемому "Одигитрия" т.е. Путеводительница. Но есть в этом образе некая особенность, которая привлекает и до сих пор любовь верующих: Матерь Божия на этой иконе как бы приклоняет главу к младенцу. И этот жест – это не жест матери к своему ребёнку… Богородица любила Господа и Спаса нашего Иисуса Христа как своё чадо, но прежде всего она видела в нём, Бога. Преклонение главы – это и есть обращение Матери Божьей к своему Божественному Сыну. Она говорит Ему, обращается к Нему от всех нас, чтобы Он прощал нам прегрешения наши, чтобы милость Свою давал нам – вечно сомневающимся, вечно уклоняющимся от правого пути. Матерь Божия в этом постоянном, внешне кажущемся безмолвном, общении и молитве к Своему Божественному Сыну молится за весь род христианский.
Образ часто называют "Державным", потому по молитвам перед этим дивным образом происходило заступничество во бранях, в тех или иных трудных обстоятельствах государственной жизни.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Появление Казанской иконы в Санкт-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока вновь не явлен.
Классический текст богослужения этого дня был написан еще в 16 веке. Патриарх Московский Гермоген, бывший одним из очевидцев чудодейственного обретения иконы, стал автором тропаря и величания Богородицы. Спустя пять веков его текст «Заступница усердная» сохранился в неизменном виде, при этом остается одной из центральных составляющих богослужений этого дня:
Тропарь праздника (в русском переводе): Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех, прибегающих под Твою могущественную защиту. О, Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пречистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на избавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!
Непреложной традицией этого праздника является крестный ход, увенчанный образом Казанской иконы. Ему всегда предшествует праздничная литургия. Посетить ее – долг каждого истинно верующего православного человека.
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго! (Акафист Казанской иконе, Кондак 1)
По материалам сайта ПРАВМИР – Татьяна Невская, катехизатор.